Частные коллекции / Аукционы
Торг уместен
Кризис скорректировал цены на арт-рынке. Но не во всех сегментах.
Прогнозировать спрос на произведения искусства — тонкая наука. Помимо статистики продаж и вкусов клиентов нужно брать в расчет экономические и политические реалии. Есть еще такой субъективный фактор, как предчувствие эксперта. Наконец, по нашим наблюдениям, если за лот будут торговаться более трех человек, то финальная цена в среднем на 60% превысит эстимейт. К примеру, картина Ивана Шишкина, которую Sotheby’s в июне выставлял на аукционе в Лондоне, продалась за £1,4 млн при эстимейте £0,5–0,7 млн. Шишкин, конечно, первая величина, и «На окраине соснового бора» была признана экспертами, видевшими ее на предварительном показе, работой, заслуживающей музейной стены. Однако другая выдающаяся работа — «Иван Сусанин» Константина Маковского — ушла ниже эстимейта, за £413 000 (новый владелец уже ведет переговоры с Третьяковской галереей об экспонировании картины). В ноябре 2014 года она выставлялась с эстимейтом £1,5–2,5 млн и не нашла покупателя. Мы тогда ориентировались на результаты прошлых аукционов: Маковский — стабильно и дорого продающийся автор. Но кризис случился настолько быстро, что мы не успели подстроиться.
Покупатели русского искусства, если не считать авангард, на 80–90% коллекционеры и дилеры из России. Девальвация рубля и проблемы в экономике резко сократили их возможности. Цены на русскую живопись XIX — начала XX века упали на 40%. Вещи среднего уровня, например пейзажи Киселева, Колесникова, Туржанского, которые прежде уходили за £20 000–30 000, трудно продать. Мы проводим частные сделки в России, и я наблюдаю, как жестко торгуются покупатели. Допустим, продавец хочет получить не менее $800 000, хотя осознает, что по такой цене сейчас не сможет продать. В итоге комфортная цена определяется на уровне $500 000. Да, это значительная коррекция, но все же есть покупатели и есть желание покупать.