Местный розлив
Сергей Студенников, основатель сети алкомаркетов «Красное & Белое», магазины которой широко распахнули двери, кажется, уже на каждом углу, — типичный русский предприниматель из 1990-х, и в истории его компании отражены все особенности ведения бизнеса в России. Будущий миллиардер из списка Forbes почти 30 лет назад возглавил в Челябинске представительство екатеринбургской розничной сети «Монетка», а потом и сам начал торговать всем подряд. В его «SPS-Холдинг» входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем.
Дело шло ни шатко ни валко, пока предприниматель не нашел «свою тему» и не открыл в 2006-м первый магазин «Красное & Белое». Алкоголь по ценам значительно ниже, чем у конкурентов, моментально разлетался в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Бутылка водки за 29 рублей и нехитрая закуска — что еще нужно простому человеку, чтобы отдохнуть после смены. Успех был ошеломляющим и неожиданным. «Сергей действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из местных бизнесменов. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».
К 2013 году только в Челябинской области было открыто 470 магазинов «Красное & Белое», в 2018 году эта федеральная сеть выросла примерно до 8000 точек продаж, а выручка компании составила 300 млрд рублей. Бизнес Студенникова вырос настолько, что в продуктовом ретейле он стал конкурировать с гигантами — «Магнитом» и X5 Retail Group. При этом не было внятных ответов на вопросы: за счет чего компания держит такие низкие цены на алкоголь и столь стремительно растет?