Нетравоядный бизнес
Все больше людей во всем мире отказываются от употребления в пищу мяса животных, и связано это не со стремлением к здоровому образу жизни, тут как раз есть разные мнения, а скорее, с этической установкой — убивать животных безнравственно. Именно поэтому вегетарианцами и веганами давно стали мировые звезды Памела Андерсон, Брэд Питт, Кейт Уинслет, Дженнифер Лопес, Ричард Гир, Тоби Магуайр и много кто еще.
Стремительно растет и бизнес по производству заменителей натурального мяса и мясопродуктов — котлет для бургеров, стейков, сарделек растительного происхождения — из сои, пшеницы, гороха, бобов. По оценкам Deloitte, в 2020 году мировые продажи растительного мяса составили примерно $12 млрд, по прогнозу, через пять лет они достигнут $30 млрд. И если до недавнего времени его производством занимались транснациональные корпорации вроде Tyson Foods и Smithfield, то в эру фудтеха на рынок вышли специализированные стартапы — Beyond Meat, Meatless Farm, Impossible Foods. Среди инвесторов Beyond Meat все те же мировые селебрити Билл Гейтс и Леонардо Ди Каприо, в мае 2019 года компания провела IPO на бирже NASDAQ, получив оценку $1,7 млрд, а сейчас ее капитализация — $11 млрд. Весной 2019-го бургеры с растительным мясом от Beyond Meat появились в ресторанах холдинга White Rabbit Family Бориса Зарькова, чуть позже их стали продавать в сетях «Азбука вкуса», «Лента», «Перекресток». Но цена! В «Ленте» котлеты для бургеров массой 227 г стоят 999 рублей, а упаковка фарша (450 г) — 1499 рублей. Очень перспективный рынок для производителей.