Питательная среда
Первый рейтинг, связанный с Рунетом, мы сделали в 2011 году: главные лица российского интернета были представлены в трех категориях — инвесторы, стартаперы и менеджеры. Из 30 человек того списка миллиардерами за прошедшие годы стали шестеро — Юрий Мильнер, Аркадий Волож, Павел Дуров, Леонид Богуславский, Андрей Андреев и Евгений Касперский (их совокупное состояние в 2019-м составило $12,3 млрд), один из первых инвесторов Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Алишер Усманов был миллиардером и в 2011-м (единственным в том интернет-рейтинге), а Виктор Ремша, Андрей Баронов и Ратмир Тимашев вошли в список Forbes, немного недотянув до $1 млрд. Неплохая выборка была в 2011-м.
За девять прошедших с 2011-го лет мы несколько раз меняли подход и методику составления рейтинга Рунета — и это неудивительно. Потребительская революция в интернете стремительно меняет бизнес, новые виды сервисов появляются и растут на глазах. Не так давно термин «экосистема» был применим лишь в биологии, а сейчас экосистемами стали онлайн-торговцы, банки, медиа и много кто еще.
В этом номере Forbes впервые представил 30 главных компаний российского интернета с разбивкой на две группы: 20 самых дорогих компаний (без интернет-торговли) и 10 крупнейших онлайн-продавцов. С первой группой все просто: в ней компании, бизнес которых возник в интернете и невозможен без него. Возглавляют этот список экосистемы — «Яндекс» (капитализация $14,6 млрд) и Mail.ru Group ($5,3 млрд). Для большинства представителей второй группы интернет — это не среда обитания, а лишь канал продаж. В нее входят «Аэрофлот», РЖД, S7 Airlines, «М.Видео-Эльдорадо», но есть среди крупнейших продавцов товаров и услуг в интернете и маркетплейсы: Wildberries, AliExpress Russia, Ozon.