Профицит и топот сапог
Традиционно в январском номере редакция Forbes подводит итоги года. С одной стороны, профицит бюджета России составил 3,8% ВВП. С другой — темпы роста экономики колеблются в пределах 0,8–1,3%, по данным ЦБ РФ. 2019 год запомнится увеличением НДС с 18% до 20%. И это притом что за последние десять лет налоги выросли в 2,6 раза в несырьевом секторе и в 2,2 раза — в сырьевом. По данным PwC, общая налоговая нагрузка в России составляет 47,5% при среднем мировом уровне 40,5%.
Помимо растущего налогового бремени, 2019-й ознаменовался громкими уголовными делами против известных российских предпринимателей. Это определенно год силовиков, учитывая среди прочего и жестокую расправу над московскими протестами. Модернизационную риторику власти, которая продолжает доминировать на многочисленных экономических форумах и конференциях, заглушает топот сапог.
К правоохранительной системе, которая и прежде вызывала мало доверия, в этом году появились нелицеприятные вопросы даже у лояльных групп населения. Безусловно, российская власть неоднородна, но общество едва ли будет разбираться в нюансах, когда молодых людей сажают в тюрьму по надуманным обвинениям. Неудивительно, что более 53% россиян в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы покинуть такую страну.
Характерно и то, что наибольших прорывов российский бизнес в прошедшем году достиг вовсе не в России. Это и слияние немецкой Wintershall c Dea, подконтрольной группе LetterOne Михаила Фридмана и партнеров. И продажа Brooklyn Nets Джозефу Цаю, которая принесла Михаилу Прохорову минимум $2 млрд. И IPO американской DataDog, увеличившее состояние Леонида Богуславского на $600 млн. И продажа Андреем Андреевым своего дейтингового бизнеса за $3 млрд — впечатляющий рекорд для российской онлайн-индустрии.