Рапсодия для моногорода
Пока Forbes готовил свой традиционный ноябрьский обзор частных коллекций, в Выксе, городке, затерянном в муромских лесах, состоялся грандиозный арт-перформанс — открытие фрески Эрика Булатова площадью 2500 кв. м на стене цеха металлургического завода ОМК. Она состоит из двух работ Булатова — «Стой — Иди» 1975 года и «Амбар в Нормандии» 2010 года. На ее создание ушло 20 дней и 400 л краски.
Ночь. Полная луна. Резкий гудок тепловоза. Слепящие фары. Солидно прогрохотав мимо толпы, локомотив останавливается. На его задней подножке стоят трое — соавтор перформанса художник Федор Павлов-Андреевич, Ирина Седых, возглавляющая попечительский совет фонда «ОМК-Участие», и 87-летний Эрик Булатов, прилетевший из Парижа на личном джете владельца ОМК Анатолия Седых (№ 82 в списке богатейших бизнесменов России). После кратких приветственных речей начинается собственно действие, которое авторы назвали «Машинной рапсодией». Десятиметровая стальная труба — типа той, которую ОМК поставлял для «Северного потока», — подвешена на огромном кране. По ней мерно бьют три колеса для железнодорожных вагонов — также продукция ОМК. Врубаются мощные прожектора. Лязгает бульдозер. Шеренга заводских автобусов слепит собравшихся фарами и оглушительно сигналит. Русский бизнес, который когда-то шокировал размахом своих вечеринок в Куршевеле, все чаще обращает внимание на так называемые территории присутствия.
Мы говорим об этом с одним из гостей перформанса, Романом Троценко (№ 75), гуляя по старому усадебному парку Баташевых в центре Выксы: аккуратные дорожки, модный парковый арт, меланхоличная беседка над прудом. «Я был здесь первый раз лет 20 назад. Это была ужасающая дыра», — признается Роман. С тех пор в городе многое изменилось. Выкса еще со времен Баташевых — металлургических олигархов XVIII века — обычный моногород. Пока примеров благоустройства городов силами градообразующего предприятия в России немного. По наблюдениям Троценко, этот тренд стал формироваться с 2014 года, когда геополитическая обстановка вынудила предпринимателей обживаться на своей земле. Хвастать лодками уже не комильфо, полагает он.