Про пчелиную кадриль и муравьиную демократию
Все мы знаем басню про легкомысленную стрекозу и трудягу муравья. Как помним, песни и пляски героиню до добра не довели. Другое дело — пчелиные танцы. И приведут, куда надо, и закрома мёдом набить помогут. Ну а муравью важнее всего сила духа — и это отнюдь не метафора.
Общественные насекомые — пчёлы, осы, муравьи, термиты — знамениты, в первую очередь, своим строительным мастерством. Выражается оно по-разному: кто-то возводит грандиозные для своего мира постройки, но из простых материалов, а кто-то изобрёл уникальную строительную технологию с применением новых субстанций. И то и другое в высшей мере оправданно. Природное строительное сырьё хорошо тем, что легкодоступно и имеется в достатке. Из минусов — оно нетехнологично. Обработанный материал в деле куда удобнее, да и качество выходит совсем другое. Никто ведь не станет спорить, что строить дом из кирпича на порядок легче, чем из природного камня. Вот и насекомые пришли к такому же выводу. Разве могли бы пчёлы и осы создавать столь совершенные с точки зрения геометрии конструкции, не будь у них для этого своего «пластилина»! Общественные пчёлы и шмели (Apis, Bombus и другие) используют для изготовления сот собственные восковые выделения, а многие осы и одиночные пчёлы (Vespa, Vespula, Chalicodoma, Megachile и другие) при строительстве гнезда тщательно перерабатывают какой-либо естественный продукт.
Бумажные осы (Polistes spp. и другие), как можно догадаться из названия, делают жильё из грубого, но тонкого пергамента. По совести, именно эти насекомые должны считаться изобретателями бумаги, а вовсе не китайцы. И не исключено, что секрет её изготовления был подсмотрен людьми в природе.