6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом
В 2023 году в России впервые продали больше белого вина, чем красного. Ситуация может повториться и по итогам 2024-го. И таков глобальный тренд последних лет. Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина
По данным Международной организации виноградарства и виноделия (OIV), еще в начале XXI века на белое вино приходилось в среднем 46% общего мирового объема производства. С 2013 года оно начало обгонять красное, а к 2021-му доля его выросла до 49%.
«Белый тренд», как называют это явление в профессиональной среде, распространился по всему миру. В 2023 году Новая Зеландия экспортировала более 279 млн л совиньон блан — это около 200 млн бутылок. А каждый четвертый молодой американец, по статистике, хотя бы раз купил бутылку шардоне в последние три месяца. Согласно прогнозу аналитической компании Fact.MR, к 2033 году объемы продаж белого вина превысят $67 млрд.
В России тенденция к доминированию белых также заметна: хоть красные вина и занимают около 52% объема производства, но, по оценкам экспертов «Винного гида России», уже в 2025 году белые и розовые вина их опередят.
«Еще восемь лет назад мы предвидели этот тренд, — говорит Юлия Узунова, соосновательница винодельни «Узунов», — и заложили виноградники с 60% белых сортов и 40% красных. Мы живем на юге, в Краснодарском крае, и едим много морепродуктов — удачно вышло, что наши вкусы совпали с мировой тенденцией».
Почему любители вина меняют предпочтения? С помощью профессионалов — Татьяны Бём, автора проекта «Вина с умляутом», Елены Крутовой, соосновательницы винотеки и винного бара «Чуть-Чуть» (Владимир) и лучшего кависта России 2023 года, и сомелье Нелли Уорд, DipWSET — мы нашли как минимум шесть причин.
«Люди стали чаще выбирать не просто белое вино, а белое сухое из так называемых прохладных регионов: Германии, Австрии и приграничных зон. Хотя с глобальным потеплением и за «прохладность» приходится бороться: по данным Института немецкого вина (Deutsches Weininstitut), в наше время «рислинг» цветет на 20 дней раньше, чем 40 лет назад, а кислотность ягод снизилась». Татьяна Бём, автор проекта «Вина с умляутом»
1Изменение климата
Минувший год может быть признан самым жарким за всю историю метеонаблюдений. В условиях повышения среднегодовой температуры красные сорта быстро набирают много сахара и теряют кислотность еще до полного созревания, поскольку темная кожица поглощает больше тепла. В итоге вина из них становятся более алкогольными и тяжелыми. Белые же сорта, особенно из прохладных регионов, лучше сохраняют свежесть, а полная (фенольная) зрелость для них не так критична, как для красных.
Еще одно значимое для виноделия следствие глобального потепления — лесные пожары. Из-за них сильно пострадали красные сорта в Калифорнии и Австралии. В Калифорнии в 2020 году производство каберне совиньон в долине Напа снизилось на 43%, а пино нуар в Сономе — на 39%. Некоторые виноделы даже решили сделать из последнего белое вино, ведь ароматы пожара в основном впитывает кожица, которая почти не используется при изготовлении белых вин.
2Тренд на здоровый образ жизни
«Популярность белого вина отлично вписывается в общемировой тренд на ЗОЖ, — отмечает Татьяна Бём. — Люди выбирают свежие, элегантные, низкоалкогольные вина с хорошей кислотностью и невысоким уровнем сахара. Такое вино менее калорийно, и пара бокалов белого не ударит в голову».
По данным аналитической компании IWSR, вино доминирует в секторе слабоалкогольных напитков, который в 2023 году на десяти ключевых рынках вырос на 8%. Производители слабоалкогольных вин все чаще обращают внимание на такие достоинства своей продукции, как меньшее число калорий и углеводов и во многих случаях нулевой остаточный сахар. Этот сегмент включает легкие и освежающие вина, например мюскаде или винью верде, а также просекко. Следуя тренду, виноделы Новой Зеландии стали выпускать так называемый совиньон блан лайт, который содержит меньше алкоголя, чем обычно.
3Гастрономичность
Тренд на ЗОЖ в еде тоже подталкивает любителей красного вина переходить в стан «белых». В то время как красные зачастую выступают пейрингом для тяжелых, плотных блюд, белые — более гибкие и составят пару и азиатской лапше вок, и средиземноморскому салату. Так, WineBusiness упоминает, что белые вина лучше подходят к тому, что едят современные молодые американцы. Когда большинство жителей США рассматривали стейк как основное блюдо идеального ужина, красные вина, такие как каберне совиньон, были наиболее популярны. Но поскольку все больше потребителей выбирают здоровый образ жизни, стейки и красные вина теперь нечасто находят место на столе.
Российские рестораторы подтверждают: гости предпочитают белые и игристые вина, а, к примеру, в ресторанах японской кухни на белое вино приходится 70% заказов, на красное — всего 30%.
«Многие винодельческие регионы, раньше специализировавшиеся исключительно на сладких винах, переходят на сухие стили вина. Дело в том, что сорта в традиционных «сладких» регионах обладают природной высокой кислотностью. Если раньше это помогало производителям изготавливать идеально сбалансированные десертные вина, то теперь высокая кислотность дарит гастрономичность и долгую жизнь и сухим образцам. Два классических примера таких регионов — греческий санторини и венгерский токай. «Ассиртико» и «фурминт» — это сорта с многогранной ароматикой и огромным потенциалом, а потому они идеально подходят для производства сухих вин и живут так же долго, как десертные». Елена Крутова, соосновательница винотеки и винного бара «Чуть-Чуть» и лучший кавист России 2023 года
4Сухие вина из «сладких» регионов
Рост популярности белых вин заставил производителей, исторически ориентированных на сладкие вина, расширять портфели, экспериментируя с сухими версиями своих бестселлеров.
В испанской Андалусии, на родине хереса, стали набирать популярность некрепленые вина из «паломино фино». Они зачастую обладают знакомыми пикантными нотами хереса, но при этом куда более легкие и с низким содержанием алкоголя. В немецком Рейнгау производители традиционных сладких рислингов также все чаще выпускают сухие вина. С трудом, но можно найти и очень интересные экземпляры несладкого вина из сорта «зибиббо», который является сырьем для знаменитых десертных вин Пантеллерии.
5Розовое как переход
По данным Rose Wines World Tracking, за последние десять лет потребление розового вина выросло практически на 100 млн л. Все благодаря трем основным рынкам: Франции, Германии и США. Современная мода на розе пошла из Прованса, региона, где исторически много красных сортов, но одновременно жарко — местные температуры скорее настраивают на легкие, охлаждающие напитки. Поэтому начали набирать популярность розовые вина, по формату близкие белым, но более фруктовые. Именно с таким «несерьезным» розе стала ассоциироваться эстетика беззаботного летнего отдыха на Лазурном Берегу. Как считают эксперты, по этой же причине до сих пор у массового потребителя есть стереотип о том, что розовое вино — это женский или молодежный напиток.
Считается, что мода на розе запустила интерес к схожим по характеру винам: легким, ярким и освежающим, что идеально соответствует белым винам. К тому же миллениалы — целевая аудитория розе — открыли для себя культуру белых игристых, например просекко и франчакорты.
6Популяризация необычных сортов
Побочным эффектом всех предыдущих причин стало появление на рынке вин из необычных белых сортов — забытых или просто малоизвестных за пределами своего региона.
Среди модных белых сортов можно выделить «тиморассо» — сорт из Пьемонта (Италия), который сегодня называют не иначе как «белым неббиоло», а крупные винодельни региона лавинообразно увеличивают его посадки. В 1987 году в Пьемонте было всего 500 лоз «тиморассо», в 2023-м же из него было произведено более 800 тыс. бутылок. Тренд на «тиморассо» привлек внимание и к другим белым сортам региона: «эрбалуче» и «нашетта». За Пьемонтом тянутся и остальные, традиционно «красные» регионы: все чаще слышно об аргентинских белых из «мальбека», а в долине Роны в апелласьоне Жигондас (Франция) разрешили производить белые вина из малоизвестного, но хорошо адаптирующегося к изменениям климата сорта «клерет».
«Многие страны, включая Италию, Грецию и Португалию, выводят на первый план местные (автохтонные) белые сорта винограда — например, «фьяно», «ассиртико» и «альбариньо». Виноделы сосредотачиваются на выращивании автохтонов, которые приспособлены к своему региону. Тем самым снижается необходимость в интенсивных вмешательствах, что хорошо вписывается в тенденцию устойчивого развития и сохранения культурного наследия». Нелли Уорд, сомелье