«Базовая задача — регулирование трансграничного рынка»
Каких мер ожидают от государства производители биологически активных добавок, РБК+ рассказал генеральный директор в России и странах СНГ Solgar Inc. Хакан Эртюрк.
До 20% населения России регулярно принимают БАДы, с 2018 года рынок практически удвоился, достигнув отметки 105 млрд руб., по данным аналитиков DSM Group. Как вы оцениваете тренды?
Рынок БАДов в России действительно активно развивается. При этом 105 млрд руб. — это без учета трансграничной онлайн-торговли, на которую приходится существенный объем продаж. В трансграничной торговле традиционно важны только сроки доставки и цена, а контроль качества и безопасность товара отходят на второй план, поэтому риск приобрести некачественный продукт многократно возрастает. Во всем мире это остается серьезной проблемой.
Международный опыт показывает, что 8–9% в общем обороте БАДов, реализуемых в онлайн-канале, содержат сильнодействующие или запрещенные ингредиенты. К примеру, в Южной Корее более 75% БАДов реализуется через подобные каналы, где отсутствует должный контроль и регистрация продаваемых БАДов не требуется. Есть страны, где производство осуществляется на основе заявления, без госрегистрации, и из таких стран поступает много продуктов. При этом нутриенты — это товары для здоровья, к ним должны применяться определенные стандарты.
В России существуют нормативы и условия регистрации. Для реализации продуктов в аптеке мы проходим очень серьезные этапы регистрации в различных инстанциях. При этом для реализации БАДов путем трансграничной торговли эти нормативы не соблюдаются. Пока этот вопрос не будет урегулирован, существует определенная угроза развития рынка. Необходим контроль за продуктами, которые поступают на маркетплейсы. Мы, как компания, заложившая определенные стандарты работы, не перестаем говорить, что самый безопасный канал реализации — это аптека.
Известно, что под БАДы некоторые производители камуфлируют лекарственные средства, прием которых без врачебного контроля недопустим. Как сократить риск распространения опасной продукции?
Мы знаем об этой проблеме и совместно с Союзом производителей БАДов работаем над различными инициативами для регулирования этого вопроса. Неконтролируемый завоз — проблема не только для потребителя, но и для развития локального производства.
В то же время мы четко видим эволюцию сознания потребителя, который стал более осознанно подходить к выбору витаминов. В отличие от стран, где люди начинают прием витаминов в более позднем возрасте, в России наблюдается интерес молодых людей к правильному подбору нутриентов.
Насколько может помочь контролю безопасности введение маркировки БАДов?
Мы поддерживаем этот эксперимент и принимаем в нем участие. Но маркировка станет эффективной только после решения базовой задачи — регулирования трансграничного рынка. Иначе мы будем работать в рамках этого нововведения и инвестировать, а у недобросовестных поставщиков останутся лазейки для вывода на рынок незарегистрированной и некачественной продукции.
Какой вы видите роль пищевых добавок в деле предупреждения заболеваний и минимизации нагрузки на систему здравоохранения в России?
Хронические заболевания влекут за собой потери производительности труда, сопоставимые с 1% ВВП страны. С увеличением продолжительности жизни населения возрастает нагрузка на систему здравоохранения — это глобальный тренд. Мы видим, что, интегрируя БАДы в систему профилактики в целевых группах пациентов (сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз и т.д.), можно эффективно снижать риск заболеваемости — подобно тому, как было в СССР. Ведь уже тогда были системные наработки по приему витаминов. Почему бы нам не обратиться к этому опыту, мы знаем, что различные институты работают над этим. Мы также вкладываем до 70% бюджета в образовательные мероприятия для специалистов в целях развития нутрициологии и культуры приема нутриентов. Грамотная рекомендация очень важна. Знания способствуют развитию культуры здорового образа жизни. Я верю, что российский рынок развивается в правильном направлении.
Фото: Михаил Гребенщиков для РБК