Фараон Малой
Роман Кушнарев стал одной из главных звезд российского киберспорта
Апрельским вечером пятизвездочный отель на Новом Арбате наводнила толпа юношей с огромными чемоданами — киберспортсмены со всего мира съехались на турнир Epicenter по Dota 2 с призовым фондом $1 млн. Большие деньги давно не редкость для соревнований высокого уровня: суммы выплат доходят до $25 млн, аудитория трансляций достигает восьмизначных цифр. Геймеры от этого не стали серьезнее: бесконечно подкалывают друг друга и пугают постояльцев громким смехом.
Среди фаворитов Epicenter была российская Virtus.pro. Команда заметно прибавила за последний год — выиграла несколько турниров, заработала $5,5 млн призовых и поднялась на первое место в рейтинге DPCR. Одна из звезд Virtus.pro — 19-летний уроженец Новокузнецка Роман Кушнарев, которому в команде отведена роль «керри», одна из самых важных и зрелищных в Dota 2.
Кушнарев — самый младший игрок Virtus.pro. Партнеры наградили его прозвищем Малой, хотя ник Романа в игре — Ramzes666. Несмотря на юный возраст, Рамзес успел поиграть за несколько известных коллективов, победить в нескольких соревнованиях и заслужить статус одного из самых талантливых «дотеров» в мире.
Роман первым в СНГ добрался до максимальной отметки в рейтинговых матчах — 10 тыс. очков. «Пришлось заводить несколько новых аккаунтов или «стрелять» их у друзей: с высоким рейтингом слишком много времени уходит на поиск сравнимых по уровню соперников», — рассказывает Кушнарев. Всего, по его оценке, он «наиграл» в Dota 2 около 20 тыс. часов, или 833 дня: «Это без учета часов, дней и недель, проведенных в первой Dota».
Компьютерный клуб
«Как и все в детстве, я иногда прогуливал школу и шел в компьютерный клуб, мама давала деньги. Я покупал время, три-четыре часа», — вспоминает Роман. Дома компьютера не было, но и в клуб вскоре «ходить стало лениво». Это было еще до выхода Dota 2, Кушнарев посвящал все время первой части игры. «Это два абсолютно разных продукта, — объясняет он. — В первую очередь с точки зрения удобства игрока: вторую Dota можно тонко настроить под себя».
Из школы Роман ушел после девятого класса, недолго числился в местном колледже и довольно быстро понял, чему хотел бы посвятить жизнь. «Мне была интересна Dota, а другие занятия, ну, вроде пойти погулять или общение с девушкой, на тот момент не очень. Я играл сутками и получал удовольствие», — признается Кушнарев.
В Новокузнецке он познакомился с сообществом игроков и стал впитывать советы старших товарищей о том, как стать лучше. Вскоре Рамзес попал в свою первую команду Courage Gaming, объединившую перспективных игроков из стран СНГ. «Я очень плохо играл, но ребята в меня верили и давали шанс», — скромно описывает свой путь наверх Кушнарев.
Его прогресс заметил известный игрок Андрей Бондаренко. Вместе они стали частью команды CIS Rejects, которую в 2015 году подписала организация Team Spirit (среди партнеров — сервис Qiwi). Оттуда транзитом через российский коллектив Team Empire Роман и попал в Virtus.pro. Это случилось в августе 2016-го, к тому времени USM Holdings Алишера Усманова и партнеров уже объявила о планах вложить до $100 млн во владельца команды, одноименную группу Virtus.pro.
Кушнареву киберспорт начал приносить деньги еще в родном городе: «В первый раз выиграл около 1 тыс. руб., может, даже меньше». С тех пор доходы выросли в десятки тысяч раз: хотя игроки делят призовые с организацией, им достается немалый куш. За прошлый год команда заработала $2 млн на пятерых.
«Дотеры» по расписанию
Призовые не даются легко — игроки посвящают киберспорту почти все время. Перед каждым важным турниром участники Virtus.pro собираются вместе на буткемп, аналог спортивных сборов. Буткемп обычно проходит в свободном режиме, Virtus.pro не диктует игрокам, сколько времени тратить на тренировки, рассказывает Кушнарев: «У каждого свой график. Я, например, привык вставать и начинать играть в районе полудня».
Чтобы поддерживать форму, Роман старается играть не меньше восьми часов в день. На сборах киберспортсмены играют «кланвары» (товарищеские матчи) против будущих соперников на турнирах. Минимум четыре игры команда играет полным составом — одна игра в Dota 2 длится примерно час, остальное время тренируются поодиночке.
Около полугода назад Роман перебрался из Новокузнецка в Новосибирск. К частым разъездам он привык почти сразу и даже получает от них удовольствие: «Самолеты, аэропорты, новые часовые пояса, страны и люди, к хорошему быстро привыкаешь». Лучшими по организации он считает соревнования в странах СНГ и Китае. «И там, и там довольно долгая традиция проведения турниров, люди набили руку», — говорит Кушнарев. Однако случаются и неудачи: на турнире в Шанхае организаторы потеряли клавиатуру Кушнарева, и матч Virtus.pro пришлось задержать.
Играть Роман планирует еще два-три года. Он признается, что пока не задумывался о будущем. «Все зависит от результатов, — объясняет Рамзес. — Сейчас главное — как команда выступит на главном турнире года The International».
Фото: Арсений Несходимов для РБК