«Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место в потребительских предпочтениях белым на фоне высоких темпов роста потребления игристых. Это отражается и на сезонности продаж, которая постепенно сглаживается для белых вин. О том, как эти процессы выглядят в цифрах, какие белые сорта на сегодняшний день наиболее популярны в России и как тенденции потребительского рынка отражаются на российском виноделии, — в материале Александра Ставцева, вице-президента Российской ассоциации экспертов рынка ретейла.
Белый тренд
Российский рынок вина стремительно «белеет»: спрос на белые вина изменил сезонность, и с наступлением зимы их продажи не упали. Многие тенденции исторически формируются импортом. Еще до начала бума на российское вино и роста производства качественных отечественных вин предложение на рынке формировали в первую очередь импортеры.
Текущий цикл количественного и качественного роста потребления вина начался в 2017 году. На тот момент красные вина доминировали в импорте — на них приходилось более 60%, еще 8% составляли розовые вина, белые вина занимали менее трети в объеме поставок. Увеличение доли белых вин началось примерно в 2020 году — до 35%. К 2022-му они составляли уже 40% в объеме ввоза, в 2023 году красные вина впервые составили менее половины ввоза — 46%, в 2024-м (за неполный год с января по октябрь) доля белых увеличилась уже до 50%, красных вин — сократилась до 43%.
Все эти годы сам рынок динамично рос. В 2017 году в Россию было ввезено около 240 млн л тихого вина, за 12 месяцев 2023 года импорт составил уже 320 млн л. А импорт тихих белых вин за последние семь лет практически удвоился — примерно с 77 млн до 140 млн л.