Кормильцы
Мартовский номер журнала РБК традиционно посвящен потребительскому рынку, и когда в конце прошлого года редакция начала обсуждать возможные темы для него, «еда» без труда одолела прочих конкурентов. Просто потому, что мы еще не посвящали тему номера этому самому востребованному при любом политическом режиме и в любой экономической ситуации потребительскому товару.
Но дальше — сложнее. Собственно, о какой еде нужно писать сейчас, в 2018 году? О передовой еде, разработанной в научных лабораториях? Революционных способах доставки еды? Новых и технологичных фабриках по ее производству? Но, во-первых, после предыдущего «квантового» номера с его невозможными устройствами все это не выглядело так уж фантастично. А во-вторых, всего десять лет назад продуктом, занимавшим самую большую часть продуктовой корзины среднестатистического жителя России, была картошка. Сейчас мы не голодаем, но больше нуждаемся не в навороченной «революционной» еде, а в свежей, вкусной и доступной.
Спрос на нее растет, это хорошо видно по скорости роста сети магазинов здорового питания «ВкусВилл» и других сетей, предлагающих жителям городов продукцию небольших агрохозяйств и фермеров. Несмотря на то что «органическую» еду принято считать блажью узкого круга богатых людей, а ярлык «фермерские» часто клеят на обычные продукты для повышения ценника, маленькие хозяйства и фермеры не выглядят купающимися в деньгах. Большинство из них пролетают мимо государственной помощи, которую распределяют между собой в основном крупные агрохолдинги, и не могут пробиться к покупателю через крупные федеральные сети — им мелочь неинтересна.
Поэтому мелкие производители вкусной и здоровой еды все чаще реанимируют немного забытый, точнее, выродившийся способ выживания в мире под названием «кооперация». Часто они объединяются на неформальных и не всегда закрепленных юридически условиях и вместе добиваются того, чего не могли сделать порознь. Как это всегда бывает, с ростом бизнеса увеличивается количество денег и рисков, и в хоть сколько-нибудь крупных компаниях неформальные договоренности больше не работают. Но именно в сфере производства — точнее, выращивания еды — сейчас очень много малого бизнеса, который чем-то напоминает юный российский бизнес конца 1980-х, периода предыдущих «кооператоров». Большие деньги еще не пришли, можно заключать договоры под честное слово, и есть ощущение движения в правильном направлении. Правда, значительно меньше иллюзий и надежд — 30 последних лет не прошли просто так ни для страны, ни для бизнеса.
Абсолютное большинство новых кооперативов — это малый бизнес, но именно на этом уровне можно увидеть редчайшее для нашей страны зрелище: предприниматели объединяются и действуют сообща, для блага всех участников и в интересах конечного потребителя.
Фото: Александр Карнюхин для РБК