«Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»
О трендах и регулировании российского рынка БАДов рассказал генеральный директор Solgar в России и странах СНГ Хакан Эртюрк
Российский рынок БАДов в 2023 году, по данным DSM, вырос в денежном выражении на 13% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 128 млрд руб., однако по числу проданных упаковок показал незначительное снижение — на полпроцента. Как вы оценивает нынешнюю динамику и тренды рынка?
Думаю, что некая стагнация рынка в упаковках — временное явление, потому что мы наблюдаем рост количества людей, принимающих нутриенты на регулярной основе. В связи с этим важно, чтобы не только увеличивалось количество производителей БАДов, но и продолжалась работа по совершенствованию качества выпускаемой продукции.
Как на рынок влияют регуляторные инициативы, прежде всего обязательная маркировка БАДов?
Обязательная маркировка предоставила потребителю простую возможность при помощи смартфона убедиться, что перед ним действительно легально введенный в оборот продукт, а не другой товар, который маскируется под БАД. Регулирование оборота биодобавок в России — одно из самых строгих в мире, но недобросовестные участники рынка пытаются уйти от соблюдения регуляторных требований, продавая свою продукцию в качестве пищевых концентратов, чаев, а также пищевых добавок, запрещенных к розничной продаже. Особенно эта проблема характерна для онлайн-торговли вне аптек. Маркировка ярко подсветила эту проблему, решение которой индустрия ищет совместно с Роспотребнадзором и ЦРПТ.
Из интересных регуляторных инициатив последнего времени — объемный по содержанию законопроект, который должен позволить врачам выписывать БАДы пациентам. Однако он имеет скорее рамочный характер, регулирование будет сосредоточено в подзаконных актах. Мы надеемся, что в ходе их разработки будут проведены обширные консультации как с бизнесом, так и с врачебным сообществом, чтобы новые нормы полноценно заработали.