«Молодое поколение — за новые ценности: они все хотят шерить»
О зарождении экономики шеринга, вызовах, стоящих перед ней, а также о доверии между людьми — в подборке высказываний успешных предпринимателей.
Фредерик Мазелла
Основатель BlaBlaCar, крупнейшего в мире онлайн-сервиса по поиску автомобильных попутчиков
Единого определения sharing economy не существует, но для меня эта концепция охватывает понятие использования совместно с обществом недоиспользованного индивидуального актива.
Идея [BlaBlaCar] возникла, когда мне пришлось ехать из Парижа в дом моих родителей в Вандею на Рождество. <...> В дороге я понял, что в подавляющем большинстве машин, кроме водителя, никого не было. <...> Когда приехал, не спал 72 часа: я был одержим идеей сделать эти пустые автомобильные кресла доступными.
Доверие — понятие, которое завораживает меня, потому что становится базовым в нашем обществе. Без доверия нет обмена, поэтому нет торговли или экономики. Эта проблема очень важна для всей экономики шеринга, которая как раз должна преуспеть в установлении доверия между людьми, заранее не знакомых друг с другом и тем не менее готовых делиться, например, поездкой в случае совместного использования автомобилей.
Брайан Чески
Сооснователь Airbnb, ведущего онлайн-сервиса по сдаче и аренде жилья по всему миру
Все говорят, что вы не можете доверять незнакомцам. Но я считаю, что с Airbnb мы опровергли это убеждение. Вместо этого мы показали, что люди в своем большинстве хорошие.
Сначала никто не хотел предоставлять нам средства [на создание компании]. Думали, что наша идея сумасшедшая, что люди никогда не примут гостеприимство незнакомцев. У нас были долги на тысячи долларов по нашим кредитным картам. Многие спрашивали нас, почему мы не отказались от идеи. Причина очень простая: если вы открываете компанию, вы должны знать о своем бизнесе то, чего никто больше не знает. Мы знали, что нет ничего странного в том, чтобы делить жилье с незнакомцами. Мы были искренне убеждены в том, что делаем.
Возможность иметь социальные обмены становится все более редкой в мире, где мы все так разобщены. В ближайшем будущем главной достопримечательностью для путешественника будут не места, а люди, с которыми он может встретиться.
Рид Хэйстингс
Глава Netflix, крупнейшего поставщика фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа
Нам нравится, когда люди делятся [подпиской на] Netflix — неважно, пользуются одним аккаунтом два человека или десять. Это позитивная, а не негативная вещь.
Когда дети вырастают и начинают жить своей жизнью, они хотят контролировать ее самостоятельно.
И поскольку у них появляется доход, они приобретают отдельную подписку. Поэтому [в том, чтобы делиться подпиской] нет никакой проблемы.
Дара Хосровшахи
Глава Uber, мобильного сервиса по вызову такси и частных водителей
Мы вкладываем сотни миллионов долларов в год в наш продукт Express Pool (сервис, позволяющий пассажирам совершать совместные поездки из одной точки сбора. — РБК), и мы обнаружили, что есть социальные нормы, с которыми мы должны бороться. Вы привыкли, что в метро толпа других людей — это совместная поездка. И она не кажется странной. Вы едете на автобусе, и это тоже не кажется странным. Но когда вы делите автомобиль с кем-то еще, это уже кажется вам странным.
Чем больше людей делится чем-то, тем мощнее это становится. И тем мощнее становится экономика.
Дэйв МакЛафлин
Генеральный директор сети коворкингов WeWork в США и Канаде
Есть ли препятствия для того, чтобы донести до компаний преимущества совместно используемого пространства? Ответ: конечно, да, как и в случаях с любыми большими разрушительными концепциями. Многие увязли в идее «я давно в бизнесе, я думаю о пространстве с точки зрения функциональности, сколько квадратных футов приходится на одного работника». Но это не то, как мы представляем себе ценность.
Поэтому наша задача состоит в том, чтобы переориентировать мышление людей с понятия квадратного фута на понятие платформы и совокупного набора преимуществ. И некоторые из этих преимуществ вытекают из нематериальных явлений, которые мы называем сообществом.
Мы видим, как люди приспосабливаются к этому типу мышления каждый день. Все больше людей приходят к нам и говорят, я вижу ценность в том, что вы делаете, я хочу быть частью этого.
Сирилл Виньерон
Президент Cartier, ведущего производителя часов и ювелирных изделий
Молодое поколение — за новые ценности, они все хотят шерить: совместное потребление у них на первом месте. И мы приходим к выводу, что первая и главная ступень — шеринг внутри семьи. Например, можно делить с сестрой или мамой дорогие часы и украшения, ведь у молодого поколения совсем другая жизнь.
Раньше было как? Ты рождался, учился, работал — все в одном месте. Никакого космополитизма, свободного перемещения по миру. А сейчас все наоборот. Поучился здесь, поработал там. В таком перманентном путешествии что ты возьмешь с собой в дорогу?
Ли Буске
Основатель TaskRabbit, сервиса, объединяющего экспертов и тех, кто в них нуждается
Технологии действительно позволили экономике шеринга не только стать основным трендом, но и подстегнули ее к развитию и успеху.
Все ненавидят перемены. Сложно подвергать людей таким переменам [как при экономике совместного потребления], но мы знали, что модель (on-demand — сервис бытовых услуг. — РБК) сработает и будет успешной. Сейчас до 60% объявлений относится к предоставлению услуг в тот же день. Люди ожидают, что их проблемы будут решаться сразу же по их требованию. Думаю, эта тенденция продолжится.
Источники: IDATE DigiWorld, Morning Future, Techcrunch, Quartz, Business Town, Forbes, USA Today, CNBC, Financial Times