Основная конкурентная ценность — это человеческий капитал
Александр Авербуx, старший вице-президент по стратегии и инновациям группы компаний «БИОТЭК», рассказал РБК, как диверсификация стала драйвером роста предприятия
Специфика российского рынка фарминдустрии
Рынок, несмотря на изменения спроса в пандемию, демонстрирует признаки стагнации. Количество препаратов и игроков на рынке не уменьшается, растет конкуренция, в том числе в области оригинальных разработок и в создании аналогов.
Российские фармпроизводители развиваются, следуя, как правило, одной из следующих базовых стратегий.
Создание новых продуктов. В последние годы в России добились значимых успехов в сфере разработок. К примеру, был создан биоаналог самого дорогого в мире препарата — «Экулизумаба», здесь также разработали биоаналоги онкологических препаратов и лекарств против ВИЧ-инфекции.
Создание аналогов оригинальных препаратов, т.е. дженериков. Это остается наиболее распространенной стратегией.
Фарминдустрия оказалась лидером глобальной борьбы с пандемией. Прогноз по рынку в России в этом году неоднозначный.
DSM Group: динамика рынка за семь месяцев в рублях — рост 11%, но падение на 1% в упаковках.
«Альфарм»: прирост рынка за восемь месяцев — 15% в рублях и 5% в упаковках.
На передовой борьбы с пандемией
С наступлением пандемии компания «БИОТЭК» быстро диверсифицировала ассортимент, включив все средства, рекомендованные Минздравом РФ для борьбы с COVID-19:
- «БИОТЭК» стала самым крупным поставщиком препарата «Фавипиравир» для лечения коронавируса (свыше 40 тыс. упаковок).
- Компания стала первым поставщиком, который зарегистрировал экспресс-тесты на антитела для выявления коронавируса (Biozek Medical, Нидерланды). Тесты поставили в больницы по всей России.
- Дезсредства «БИОТЭК» адаптировали под стандарты борьбы с коронавирусом и получили подтверждение их эффективности от Роспотребнадзора.
- Из-за перебоев в логистике компания на ходу изменила процесс закупок импортного сырья и существенно увеличила закупки напрямую у иностранных производителей.
Компания «БИОТЭК» достигла намеченных стратегических целей за три квартала текущего года.
Стратегия на меняющемся рынке: диверсификация бизнеса
Из года в год «БИОТЭК» стабильно входит в топ-10 крупнейших фармкомпаний России. Сегодня «БИОТЭК» — это вертикально интегрированный холдинг, представленный во всех основных сегментах рынка. Усиление конкуренции, рост регуляторного бремени, ослабление рубля и сокращение маржинальности по рынку привели к активной диверсификации бизнеса сразу по нескольким направлениям.
- Линейка инновационных нутрицевтических препаратов была создана на базе собственного исследовательского центра: это витаминно-минеральные комплексы «Ренессанс» (более 30 видов продукции), белковое лечебное питание «Энзовин», обеспечивающее потребности пациентов в стационарах, и уникальная линейка спецпитания для детей-спортсменов «Олимпик», состав которой учитывает возраст, вид нагрузки и потребности ребенка в микроэлементах.
- Линейки дезинфицирующих средств для индивидуальной защиты и обработки поверхностей в местах общественного пользования.
- Медицинские изделия, включающие диагностические изделия in vitro, для применения вне стационаров и лабораторий и одноразовые хирургические инструменты, более бюджетные и не менее качественные, чем западные аналоги.
Конкурентная ценность
Здесь нужно выделить два основных фактора:
Человеческий капитал. В одной команде работают как сотрудники с большим стажем и огромным опытом за плечами, так и молодые специалисты, недавно пришедшие на рынок, обеспечивающие приток свежих идей. Такая кадровая политика позволяет компании быстрее адаптироваться к изменениям, пробовать и внедрять инновации.
Развитие собственной R&D-базы и продуктового портфеля. На разных стадиях разработки находятся свыше 30 лекарственных препаратов — в области кардиологии, неврологии, психиатрии, противовирусных препаратов. Еще свыше 10 нутрицевтических продуктов находятся в разработке и планируются к запуску в 2020–2021 годах.
Один из важных конкурентных факторов — сохранять доступность продуктов «БИОТЭК» для россиян. Мы создаем ценность, не только разрабатывая новые продукты, но и поддерживая доступность лекарств для всех слоев населения. К примеру, существенная часть препаратов, производимых на нашем заводе «Марбиофарм» (Йошкар-Ола), находится в ценовом сегменте менее 100 руб. за упаковку.
Фото: Владислав Шатило для РБК