Колонка главного редактора
Слово, которое всех бесит
Второй раз за год мы решились назвать тему номера словом, которое всех раздражает. Первый раз это случилось летом, и слово было «хайп»: мы писали о рэпе, баттлах, видеоблогерах и других модных явлениях в индустрии развлечений. Тема этого номера — блокчейн. Он повсюду, но мало кто понимает, что это и зачем.
Об этой технологии журнал РБК начал писать в прошлом году, и с ней связано мое личное редакторское Ватерлоо. В специальном июньском номере под названием «Будущее уже здесь» был материал о создателе блокчейна Etherium Виталике Бутерине, и он обсуждался как кандидат на обложку. У нас было отличное фото: Виталик пронзительно смотрит прямо в камеру и выглядит при этом как всегда, то есть как инопланетянин. Но после бурного спора Бутерина на обложку решили не ставить. Никто в редакции журнала не понял, как на самом деле работает блокчейн, и все сомневались в том, что у нее будут большие перспективы в ближайшее время. По прошествии года остается грызть локти и утешаться тем, что в номере с таким названием Бутерин все-таки был.
Бурный рост интереса к блокчейну начался весной, вслед за резким скачком котировок криптовалют во главе с биткоином. Стараясь понять, что собой представляют цифровые деньги, люди пытались разобраться и в технологии, на которой они основаны. Если в сентябре 2016 года «блокчейн» искали в «Яндексе» 19,2 тыс. раз, то в сентябре 2017-го — 232 тыс. раз. При этом сама технология остается в тени самого известного изобретения, на ней основанного: в сентябре 2016-го «биткоин» в «Яндексе» искали 240 тыс. раз, а в сентябре 2017-го — 1,88 млн раз. Что неудивительно — курс биткоина за этот год вырос в семь с лишним раз, на пике доходя до $5000, и верными спутниками криптовалюты стали слова «пузырь», «лихорадка» и «безумие».
«Ведь еще в 2012 году можно было купить биткоины по $6» — призрак упущенных легких денег и противоречивые прогнозы о будущем цифровых валют вызывают раздражение, которое часто распространяется на все, что с ними связано. Но, если отвлечься от наблюдения за колебаниями курсов криптовалют и переживаний об упущенной выгоде, можно разглядеть революцию, которую блокчейн вызывает в самых разных отраслях и областях нашей жизни. Эта революция распространяется в том же невидимом, «бесшовном» стиле, что и многие технологические революции, которые происходят прямо сейчас: что-то просто начинает работать лучше, быстрее, удобнее, а почему — пользователю нет дела. Так и блокчейн незаметно станет обязательной составной частью многих привычных для нас сервисов и устройств, и мы даже не будем об этом знать. Да и нужно ли нам об этом знать?
В процессе подготовки этого номера редакция журнала в полной мере ощутила себя блокчейн-неофитами со всеми вытекающими последствиями — когда вчера ты узнал о существовании технологии, а сегодня убеждаешь других в том, что она изменит мир. Наверное, это неизбежный побочный эффект столкновения с новой и поражающей воображение технологией. Чтобы не терять связь с реальностью, мы старались меньше писать о блокчейне как о технологии (будем честными, никто из нас вновь до конца не понял, как это работает) и больше — о ее воплощениях в реальном мире. Таких уже довольно много, многие лежат за пределами цифровых валют, с которых блокчейн начался для большинства из нас, но которыми явно не закончится.