Чем регионы готовы удивлять гастротуристов и что ИИ знает о хороших ресторанах?

РБКReportaj

Валерия Морозова: «Нам интересно находить скрытые гастрономические жемчужины»

Как вкусная еда становится способом познания новых мест, чем регионы готовы удивлять гастротуристов и что ИИ знает о хороших ресторанах? На эти и другие вопросы отвечает руководитель направления «Ultima Guide Яндекс Еда» Валерия Морозова

Беседовала Юлия Макарова

Валерия Морозова, руководитель направления b2b-маркетинга и контентных сервисов «Яндекс Еды». Возглавляет направления «Ultima Яндекс Еда» и Ultima Guide. Фото: «Яндекс Еда»

Без борща, но с гребешками

РБК: Несколько лет назад в России возник тренд на аутентичную кухню и локальную еду, стал быстро расти гастротуризм. Что с ним сейчас?

В.М.: Тренд суперактивно развивается и расширяется. Люди стали ездить не только в популярные локации вроде Сочи, Петербурга или Нижнего Новгорода, но и, например, во Владивосток или Красноярск. Во многих таких локациях есть свой интересный симбиоз русской и региональной кухни. Приезжая во Владивосток, вы не увидите там борщей, пирожков, гурьевских каш. Зато в каждом втором ресторане будет трепанг, краб, гребешок. В Красноярске — оленина и строганина, в Карелии — калитки (открытые пирожки. — РБК).

Последние год-полтора в каждом регионе появляются свои гастрофестивали. Например, в Самаре — «Волжские сезоны», в Красноярске — «Тайгастро». Во Владивостоке недавно запустились «Авангардисты», к ним приезжали известные шефы и устраивали ужины на набережной.

Это восходящий тренд, думаю, таких мероприятий будет появляться все больше. Теперь, когда ты собираешься путешествовать, можешь выбрать не просто ресторан, а целое событие, что гораздо более увлекательно.

РБК: Можно ли говорить о том, что гастротуризм у нас становится более вдумчивым, превращается в науку познания места через кухню?

В.М.: Безусловно. Еда — это способ познания культурно-социальных аспектов в определенный период жизни страны или регионов. Поэтому очень важно поддерживать такие региональные активности.

Например, в Самаре один из центров культурного притяжения — большое колесо обозрения, и на этом колесе во время «Волжских сезонов» устраивали ужин. В Петербурге есть туристические маршруты по ресторанам, и все это завязано на исторических местах. Многие рестораны сейчас делают экскурсии на тему культуры и еды. Через еду мы познаем всю городскую культуру.

РБК: Как обычно люди выбирают гастролокации и рестораны?

В.М.: Мы делали довольно много исследований на этот счет. Выбор локации для гастропутешествия определяется соотношением цены, качества, дальности перелета и предпочтений. Кто любит мясо — скорее поедет в Красноярск, кто любит рыбу — на Дальний Восток, а кто любит культуру — конечно, в Петербург.

Что касается выбора ресторанов, то тут важна локация. Все-таки ресторан обычно не ищут на другом конце города. Люди всегда хотят видеть меню, фотографии. Визуальная составляющая играет очень большую роль: многие перед походом в ресторан открывают Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в РФ. — РБК) заведения и листают фото еды.

Именно по этой причине мы сразу показываем фотографии в меню внутри нашего Ultima Guide: на единой странице ресторана пользователь может увидеть информацию для двух сценариев — как для офлайн-посещения (например меню, фото интерьера и т.д.), так и для выбора доставки из него, если она подключена. Это очень удобно, потому что не надо ходить в соцсети, ты сразу видишь весь объем информации.

И, конечно, важно доверие. Чем больше отзывов и рекомендаций, тем оно выше.

100+ критериев анализа

РБК: Есть ли сейчас запрос на ресторанные гиды? Или людям достаточно рейтингов и отзывов?

В.М.: Людям нужна комплексная актуальная информация по каждому городу, этот запрос возник достаточно давно. Именно поэтому мы и решили создать Ultima Guide, которому в декабре исполняется уже год. Сейчас он есть в Москве, Петербурге, Сочи и Красноярске. В ноябре вышел в Нижнем Новгороде, в следующем году выйдет еще в пяти городах.

Такой интерес замечаем не только мы. Я недавно наткнулась на одно исследование на тему гастротуризма. Около 90% опрошенных хотели бы совершить гастропутешествие. Многие готовы задержаться в другом городе, чтобы посетить больше ресторанов. В этом плане гиды становятся помощниками, вся информация по ресторанам конкретного города — в одном месте.

РБК: Вы хотели заместить ушедший Michelin или стать гидом для массовой аудитории?

В.М.: Мы не про условный люкс. Нам скорее интересно находить скрытые гастрономические жемчужины — hidden gems. То есть локальные рестораны, которые известны не всем.

Например, в Венеции есть такой ресторан — под мостом, для гондольеров. И те, кто о нем знают, никогда не проходят мимо. А в Москве есть заведение «Мит Поинт». По сути это окошко в стене, откуда тебе дают лучшую в городе кюфту (турецкое мясное блюдо, подается в лаваше, как шаурма. — РБК). За стритфудом сюда приезжают как на метро, так и на Maybach.

То есть в нашем гиде собраны рестораны очень разные по среднему чеку — от fine dining (премиум-заведения с изысканной кухней. — РБК) до небольших локальных точек, которые раньше не попадали ни в какие гиды.

РБК: Ваш гид создан с помощью нейросети. Как она анализирует рестораны?

В.М.: Мы выделили более ста критериев выбора ресторанов — поисковые запросы (например, «летняя веранда» или «винная карта» и вообще все, что ищут в поисковиках про рестораны), отзывы, частота посещений, повторные визиты и так далее. ML-модель анализирует все заведения в городе по этим критериям и составляет лонг-лист из нескольких сотен, за которые потом голосуют пользователи и эксперты.

Мне нравится фраза о том, что в популярный ресторан ездят, а в хороший — возвращаются. И такой анализ как раз помогает найти не просто модное место, в которое ты сходил однажды и больше не вернешься, а настоящие hidden gems, куда ты можешь часто ходить, но тебе не надоест.

ИИ на кухне и приятная часть работы

РБК: Можно ли доверять искусственному интеллекту выбор ресторана, если он сам никогда не пробовал еду?

В.М.: Конечно, нет, если использовать его «в лоб». В нашей методологии после отбора ИИ эти заведения оценивают люди. У нас большой пул экспертов, в Москве это порядка ста человек. Мы просим их голосовать за рестораны, в которых человек был за последние полгода несколько раз.

Самые важные критерии для попадания ресторана в гид — блюда и их вкус. При этом анкеты для экспертов и пользователей различаются. Пользователей просто спрашиваем, например, понравился ли интерьер, вкусно было или нет.

А у экспертов эти же вопросы делятся на несколько пунктов — про качество ингредиентов, соотношение разных блюд в меню и так далее. Отвечая на них, человек начинает анализировать свой опыт. И даже если он дружит с шеф-поваром, то немножко уходит от этой аффилированности.

У экспертов в нашей методологии вес голоса выше, но пользователей при этом намного больше.

РБК: По вашим прогнозам, ИИ научится оценивать вкус блюд в обозримом будущем?

В.М.: Думаю, что это горизонт пяти—семи лет. Роботы уже начинают готовить, создавать меню. Безусловно, это все должно проходить человеческий фильтр. Потому что приготовить то, что ты никогда не пробовал, сложно. Хотя чем больше данных будет в мире, тем лучше нейросеть с этим справится.

Но я все равно не верю, что рейтинг или гид может существовать без экспертного и пользовательского мнения. Сервис можно стандартизировать и оценивать с помощью ИИ: уже есть алгоритмы, которые через камеру наблюдают за сотрудниками и понимают, насколько эффективно те работают. Но как объяснить ИИ, что такое атмосфера в ресторане? А человек сразу может сказать, нравится ему атмосфера или нет.

Думаю, что оценку вкуса и атмосферы просто не нужно никому передавать. Это приятная часть работы, предлагаю оставить ее экспертам и пользователям.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Открыть в приложении