Война за внимание
Выбирая тему для этого номера журнала, мы долго сомневались, спорили и даже ругались: где новые медиа и где мы — люди, которые в 2018 году выпускают бумажный журнал. Принт в наши дни выглядит вещью настолько устаревшей и экстравагантной, что это даже круто. По крайней мере, мы в этом уверены и ждем, что скоро продажи бумажных изданий начнут расти такими же темпами, как продажи виниловых пластинок (а в прошлом году совокупные винила и CD в США обогнали продажи цифровой музыки).
Но большая часть современных медиа и практически все новые медиа живут в онлайне, их проблемы отличаются от наших примерно так же, как дрон отличается от дирижабля. Но все мы хотим одного и того же — внимания, денег и славы, толкаясь локтями на небольшой полянке под названием российский медиарынок. Именно тот, кто завоюет больше внимания, получит и две другие составляющие успеха, и битва за читателя сейчас стала окончательно важнее битвы за рекламодателя (все 1990-е и большую часть 2000-х это было не так). Все изменил интернет.
Казалось бы, это отвечает интересам читателя, который стал королем и теперь должен быть счастлив. Но его внимание — не бесконечный ресурс, и борьба за этот ресурс идет с таким ожесточением и напором, что читатель хочет делиться своим вниманием все реже и меньше. Современный человек подключен к онлайну всегда, устройство для выхода в интернет у него с собой, и при каждом взгляде на экран смартфона на него выпрыгивают, мигают, кричат и завлекают новые и новые охотники за его временем и деньгами. «Шум системы» уже достиг такого уровня, что все больше людей задумываются об информационной гигиене, стараются читать меньше новостей или как можно реже погружаться в информационный поток. Все это, правда, приводит лишь к придумыванию более изощренных способов битвы за внимание.
Вторая большая проблема войны за читателя — фейковые новости во всех своих видах, от распространения намеренной лжи и непроверенных сплетен до сравнительно невинного кликбейта и бесконечной переупаковки лежалого товара. Если внимание важнее всего, все остальное не так важно. Современные методы распространения информации так сильны и так доступны, что кто угодно может распространять с их помощью что угодно мгновенно и по всему миру, анонимно или от лица фальшивых организаций и людей.
Последние скандалы с троллями и ботами (совсем не только русскими) в социальных сетях сопровождаются судебными процессами, разбирательствами в американском конгрессе США и обвинениями в адрес создателей сетей, в том числе главы Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марка Цукерберга. Но, как язвят по этому поводу американские колумнисты, боты использовали соцсети ровно так, как они были задуманы их создателями, вспоминая высказывание гендиректора Twitter Дика Костоло: «Мы хотим мгновенно соединять людей по всему миру с тем, что важно для них» (We want to instantly connect people everywhere to what’s most important to them).
Что делать в связи с этим, пока не знает никто, но глава Apple Тим Кук недавно заявил, что компания решила отказаться от машинных алгоритмов для отбора новостей на платформе Apple News, поручив это живым редакторам. Новости «стали немного сумасшедшими», заявил Кук, и люди лучше справляются с отсеиванием фейков и материалов, цель которых — разозлить людей. Кроме того, идут большие дискуссии о том, можно ли доверять сайтам сбор и распространение информации о людях, которые на них заходят, и действиях, которые они совершают онлайн: в перспективе можно ожидать введения новых ограничений и ужесточений.
И тут-то на сцену выйдем мы: журнал на приятной на ощупь бумаге, сделанный настоящими людьми под настоящими именами, без «пушей», мигающих баннеров, всплывающей рекламы со звуком из окошек с требованием подписаться, не нуждающийся в источниках питания и не собирающий никакой информации о своих любимых читателях. Мы неизбежно победим.
Фото: Александр Карнюхин для РБК