Дорогой лапши
Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути на все боковые магистрали, дорожки и тропки, и нет на свете кухни, где бы ее ни готовили так или иначе. Это умение бесконечно разнообразить что-то столь базовое — прекрасная черта человечества.

Великий шелковый путь не был какой-то одной прямой дорогой. Он представлял собой чрезвычайно разветвленную и очень обширную сеть торговых путей, соединявших Восток и Запад, и включал множество важных городов и поселений. Среди них самыми значительными можно назвать Сиань (историческая столица Китая и отправная точка Великого шелкового пути), Дуньхуан и Ланьчжоу (важные китайские торговые города, где пути разделялись на северный и южный), Самарканд, Бухару и Хиву (три самых известных узбекских города Великого шелкового пути), Мерв в Туркменистане, где Великий шелковый путь разветвлялся в нескольких направлениях. Далее киргизский Ош, казахский Тараз, потом Персия, Сирия, Византия — и, наконец, Венеция и Генуя.
Великий шелковый путь в первую очередь был нужен для экспорта шелка из Китая. Но шли по нему самые обычные люди: торговцы, погонщики, солдаты. И вслед за шелком, драгоценными пряностями, благовониями, фарфором, чаем и прочими дорогостоящими игрушками они везли с собой свою простую жизнь: свой язык, одежду, привычки — и, конечно, еду. Караван-сараи — постоялые дворы, где торговцы и путешественники останавливались на отдых, кормили их знакомыми и понятными обедами — и китайские рецепты постепенно осваивали новые страны и города.
Мы привыкли думать, что главная китайская еда — рис. Но это не совсем так. Тысячелетиями китайцы ели очень много лапши — сначала из проса, затем пшеничной. И экспортировали ее всюду, куда перемещались сами. Поэтому известная всем легенда о том, как итальянец Марко Поло первым привез рецепт лапши из своего путешествия на Восток в 1295 году, — это, конечно, просто красивая сказка. К тому времени Великий шелковый путь функционировал уже больше десяти веков, и за это время лапша успела проникнуть в меню юга Европы. Блюда из лапши упоминаются в древнегреческих мифах. В древнеримских поваренных книгах встречается лаганум — практически лазанья. Существуют документальные свидетельства, что в XVIII веке Сицилия производила и экспортировала иттрию — продукт, аналогичный современной итальянской пасте лингвине, который сицилийцев научили готовить арабы.