Не дайте засохнуть своим цветам
Встреча с Эдит Эгер — настоящее чудо, которое с нами случилось. Мы сидели ночью в полутемной редакции, сгрудившись перед монитором компьютера, боясь пропустить хоть одно ее слово, но понимая всё, что она говорит, без перевода — сердцем. Мы говорили с Эдит о свободе выбора, умении проживать горе и находить в себе радость, несмотря ни на что.
Эдит Эгер было 16, когда она попала в Аушвиц и потеряла там родителей. Книгу «Выбор» она написала, когда ей исполнилось 90. Здесь вся ее жизнь: первая любовь, начало успешной карьеры балерины, на которой поставил крест концлагерь, освобождение из Аушвица, рождение детей, дружба с Виктором Франклом и путь к призванию — исцелять других. В 42 года она получила диплом психолога, а в 50 лет —ученую степень, и стала одним из самых востребованных специалистов по посттравматическому стрессовому расстройству. Эдит писала: «Я часто слышу от пациентов: “Мне нелегко, но разве я могу жаловаться? Это же не Аушвиц”. Но иерархии страдания не существует. Нет ничего, что делало бы мою боль сильнее или слабее вашей. Я не хочу, чтобы вы, услышав мою историю, сказали: “Мои страдания незначительны". Мне хочется, чтобы вы сказали: “Если она смогла, смогу и я”».
Я поймала себя на том, что, когда рассказывала нашим читателям в блоге журнала о ваших книгах, не смогла заставить себя написать: «Эдит говорит о том, что выбор у человека есть всегда». Часто эти слова для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, звучат как триггер. Всегда ли мы можем принять то, что предлагает нам жизнь, правда ли то, что у нас всегда есть выбор?
Мне помогли выжить слова, которые мне всегда говорила моя мама: «Запомни: никто не может отнять у тебя того, что у тебя в голове». Это последняя из свобод остается у нас даже тогда, когда мы потеряли всё. Когда кажется, что выбора нет, повторяйте себе снова и снова, как я твердила себе когда-то: «Меня хотят сделать жертвой, безвольной, пассивной, за которую все решено. Но я не буду жертвой. Я не сдамся, я буду верить в то, что жизнь не обманула меня, и искать свой путь даже тогда, когда надежды на избавление нет». Мы не можем разогнать тьму, но в наших силах зажечь свет. Ни у кого из нас не получится прожить жизнь, не столкнувшись с горем, но какими мы выйдем из тяжелых испытаний, зависит от нас. Будем ли мы всеми силами избегать душевной боли, станем ли винить себя и весь мир в своих бедах или отнесемся к тому, что случилось, как к опыту, который сделал нас теми, кто мы есть?