Две жизни Хеди Ламарр
Скандальная кинозвезда или женщина, без которой не было бы Bluetooth и Wi-Fi, – история Хеди Ламарр стала одним из главных мифов мировой прессы и примером эффекта «сломанного телефона».
Хеди Ламарр была типичной дивой Золотого века Голливуда: томный взгляд, гламурные образы, шесть браков, секс-скандалы. Однако под конец ее жизни, когда слава кинозвезды уже потускнела, в прессе вдруг начал тиражироваться образ совсем другого человека-легенды – талантливой изобретательницы, чьи достижения замалчивались и были незаслуженно позабыты, а между тем ее разработки, как писали уважаемые мировые издания, стали чуть ли не основой современной беспроводной связи.
Звезда Голливуда
Хедвиг Ева Мария Кислер родилась 9 ноября 1914 года в состоятельной семье натурализованных венских евреев. Отец-банкир и мать-пианистка воспитывали единственного ребенка подобающе: девочка брала уроки музыки и балета, училась шить, занималась иностранными языками, посещала престижные школы. Познакомившись с кинематографом, Хедвиг нашла дело своей мечты. В 16 лет она бросила учебу, устроилась на венскую киностудию и начала играть в массовке. А через два года переехала в Берлин, где киноиндустрия переживала расцвет, и снялась в паре фильмов. В Берлине она познакомилась с режиссером чешского происхождения Густавом Махаты и согласилась сыграть в его новом фильме «Экстаз». По сюжету молодая жена мужа-старика Ева переживает короткий роман с прекрасным юношей Адамом; финал у фильма трагический. Банальность истории компенсировалась пикантностью сцен, среди которых были пробежка обнаженной актрисы по лесу, десятиминутное купание нагишом и первое в истории кино изображение женского лица в момент оргазма. Фильм вызвал предсказуемый скандал. Кислер пришлось оправдываться. Она заявляла, что непристойных эпизодов не было в сценарии, когда она подписала контракт; режиссер же утверждал, что актриса получила полный текст и знала, на что соглашалась. Как бы то ни было, «Экстаз» пошел в прокат и получил награду на Венецианском кинофестивале 1934 года (в номинации «Лучший режиссер»), но подвергся запрету в США и Германии и даже был перемонтирован в разных вариантах под цензурные требования отдел