Особенности национального джаза
В этом году джаз-рок ансамблю «Арсенал» исполняется 50 лет. В преддверии круглой даты «Вокруг света» публикует воспоминания его основателя Алексея Козлова о гастролях в Индии
В конце 80-х Министерство культуры сообщило, что ансамбль «Арсенал» планируют послать на советско-индийский фестиваль. Такое решение говорило о том, что мой коллектив достиг признания. Но от мысли, что вновь придется испытать все то, что было со мной во время первого визита в эту страну, становилось не по себе. Я надеялся, что хотя бы часть из арсенальцев отнесется к этой затее без энтузиазма – тогда можно будет придумать причину для отказа. Но когда я сообщил им об этом, все так обрадовались, что стало ясно – поездки не миновать.
За пятнадцать лет активной деятельности мы обрели в СССР преданную публику и привыкли к восторженной реакции зрителей. А здесь, в нетронутой индийской провинции, мы столкнулись с неподготовленной, хотя и благожелательно настроенной аудиторией. Успех превзошел все наши ожидания. Индийцы моментально настраивались на нашу энергетику, как будто до нашего приезда они только и делали, что слушали «Weather Report» или «Mahavishnu Orchestra». Правда, была одна неожиданность. Специально для этой поездки мы приготовили пьесу «Windy Morning» индийского джазового скрипача Лакшминараяны Шанкара, которому помог пробиться в США сам Фрэнк Заппа. Она представляла собой смесь индийского музыкального этноса и фьюжна. Для ее «обкатки» мы несколько раз исполнили ее в России. Реакция наших «фэнов» была потрясающая. На одном из концертов в глубинке штата Гуджарат мы решили ее сыграть в качестве подарка, ожидая бурной реакции. Каково было наше удивление, когда вместо оваций мы услышали лишь вежливые аплодисменты. Но потом я понял, что произошло. Ведь была же аналогичная ситуация в моем эмоциональном опыте: в 1971 году в СССР приехал на гастроли оркестр Дюка Эллингтона. Со стороны Госконцерта это было редким подарком советским любителям джаза. Мы с замиранием сердца слушали каждую композицию, до боли знакомую по магнитофонным записям, а здесь – впервые в истинном звучании. И вдруг – «Подмосковные вечера» в инструментальной джазовой интерпретации. Эта замечательная песня стала до того затасканной у на