Предисловие
В наше время для обозначения всяких сложных понятий принято пользоваться словами, заимствованными из латыни. Из-за этого может показаться, что древние римляне были исключительными занудами. Но дело в том, что сами римляне использовали слова своего языка для обозначения простых и понятных вещей. Вот, например, привычное нам слово «цивилизация». Иногда оно означает буквально «все на свете, что делают люди, и хорошее, и плохое». Мне кажется, древний римлянин даже не понял бы, зачем нужно слово, обозначающее такое расплывчатое понятие. Зато у него было другое слово – civitas, «кивитас» – и означало оно просто «город».
В начале V века в африканском Ниппоне Аврелий Августин оплакивал свой civitas – город Рим, захваченный вестготами. Сейчас кое-кто сказал бы, что это был конфликт цивилизаций – молодая и мощная цивилизация варваров смела с лица земли прогнившую цивилизацию Катулла и Плиния. Однако прошли века, и потомки варваров стали собирать по крупицам написанное Плинием и Катуллом, нашли и изучили буквально каждую строчку самого Августина. От вестготов нам в наследство остались разве что кожаные штаны, от римлян же – все остальное. И если бы Аврелий попал в современные Лондон, Дубай, Куала-Лумпур, Санкт-Петербург – он бы, кажется, с радостью узнал свой civitas, освоился бы за считанные дни, оценил бы совершенство канализации, тротуарных бордюров и дорожных развязок. Потому что цивилизации не конфликтуют: цивилизация на нашей планете всего одна, и она выживает, несмотря ни на каких варваров. Когда люди пишут книги, фотографируют далекий космос и открывают правду о Вселенной – это цивилизация. Когда они запрещают книги, ненавидят тех, кто исследует космос, и придумывают разные виды лжи – это не альтернативная цивилизация, а просто обида, невежество и зависть.