В трех мачтах
Игорь Сивов, главный боцман парусника «Мир», рассказывает о том, как становятся боцманами, чем им приходится заниматься и действительно ли люди его профессии сквернословят чаще обычного
Возможно, для кого-то быть боцманом на парусном корабле – работа мечты, но Игорь Сивов никогда не мечтал о своей профессии. Уроженец Санкт-Петербурга, сначала он пошел служить в военно-морской флот, а после демобилизации продолжил карьеру моряка: окончил Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова и в 1991 году пришел на парусник «Мир». Сначала был подшкипером, в 1994-м стал боцманом мачты, а потом и главным боцманом.
Из чего состоит рабочий день боцмана?
Главная моя забота – весь день следить за тем, чтобы на корабле были чистота и порядок. Я руковожу чисткой, покраской, работами по устранению ржавчины, если она появляется. Затем идет работа с парусами, с рангоутом, стоячим и бегучим такелажем. Это и занимает целый день. Перед наступлением зимы мы снимаем паруса, все веревки укладываем в парусную мастерскую. Наступает весна – судно готовится к отходу в рейс.
Где учат на боцманов?
Боцманов выбирают из лучших матросов, потом им передают свои знания умудренные опытом старшие товарищи. Когда я пришел на «Мир», команду набирали отовсюду: и после службы, и тех, кто был «на рыбке», – откуда угодно. Главный боцман, парусный мастер и боцман мачты – эти три человека передавали нам свои знания. У нас был небольшой рейс до Канар и обратно. На гонку «Коламбус-92», посвященную 500-летию открытия Америки, мы пошли экипажем, который уже был подготовлен. Гонка через океан – и сразу первое место, Гран-при.
Есть ли у боцмана специальные инструменты, которые можно считать символом профессии?