Домашнее задание на зиму
Навигация маломерных судов завершилась практически во всех регионах страны. Подводя ее итоги, министр по чрезвычайным ситуациям сообщил о более чем 30 000 выявленных инспекторами ГИМС случаях нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров и около 270 происшествиях, в которых погибли или серьезно травмированы люди. Для сравнения, в России зарегистрировано более 53 млн автомобилей и около 1 млн маломерных судов. Но, как оказалось, отношение числа происшествий к количеству транспортных средств и тут и там примерно одинаковое. Единственное различие в том, что в дорожных происшествиях чаще гибнут пешеходы и пассажиры «невиновных» автомобилей, а на воде — наоборот, преимущественно страдают сами нарушители правил и их гости.
Причин подобных правонарушений, повлекших смерть или травмы людей, всего три: управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение правил плавания и отсутствие спасательных жилетов у судоводителей и пассажиров. Зачастую трагедии случаются по всем трем причинам одновременно.
Если с «пьяным» судовождением все очевидно, и не имеет смысла останавливаться на этом подробно, то с двумя другими факторами следует разобраться.
Нарушение правил плавания. Подавляющее большинство происшествий, вызванных этой причиной, — наезд на купающихся или столкновение с другими судами. Виновники не знают или не соблюдают запрет движения и ограничение скорости вблизи зон организованного или стихийного купания людей. При этом всего‑то нужно помнить, что в соответствии с Правилами пользования маломерными судами (утверждены Приказом МЧС № 487 от 06.07.2020) запрещено заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, а также осуществлять буксировку различных устройств или приближаться на гидроциклах ближе чем на 50 м к обозначенным границам заплыва на пляжах и в других местах купания.