Эти разные форштевни
Интересующиеся водной техникой наверняка отметили новые формы форштевней у прогулочных судов многих типов, особенно проявившихся в последние 5–8 лет. Большинство оригинальных, отличных от «конвенциональных» форштевней лодок связано с чисто графическими решениями дизайнеров, стремящихся обеспечить своим творениям новый облик. Можно видеть прямые и ломаные форштевни, форштевни с обратным наклоном, придающие корпусам стильный образ. Иногда такие решения довольно функциональны и связаны, помимо стиля, с попыткой решить практические задачи компоновки. Например, форштевни с изломом и примыкающей к планширю вертикальной частью на корпусах маломерных судов способствуют увеличению объема в носу при заданной длине лодки.
Однако с позиций гидродинамики не все подобные «упражнения» оправданы и безопасны. Например, форштевень с обратным наклоном, названный X-Bow и получивший распространение на корпусах с высокой мореходностью, в частности, парусных лодок, а также на океанских буксирах и спасателях, работающих в условиях развитого волнения. Такой не только стильно выглядит, но и улучшает ходовые качества на развитом волнении. Благодаря узкой ватерлинии в носу снижаются волновое сопротивление и вертикальные ускорения, прохождение волны более мягкое, что повышает комфорт для экипажа. Для парусных яхт он увеличивает длину ватерлинии (читай — предельную скорость движения в водоизмещающем режиме). Недостатки — на серьезном волнении корпуса с X-Bow принимают на палубу большие объемы воды, при ошибках в проектировании увеличивают риск глубокого зарывания и требуют существенного усиления конструкции.