Грани эволюции
«Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Эти слова выдающегося российско-американского эволюционного генетика Феодосия Добржанского, сказанные почти полвека назад, цитировались с тех пор бессчетное число раз. Но от этого они не стали менее справедливыми. Действительно, теория эволюции остается не только общей теоретической основой современных представлений о живом, но и источником плодотворных исследовательских подходов.
Разумеется, рассказать обо всех направлениях исследований, основанных на теории эволюции или/и развивающих ее, сегодня невозможно не только в нескольких статьях, но даже в толстой книге. Наша задача скромнее: дать представление о том, сколь разные формы может принимать эволюционное мышление в современной науке и насколько разнообразными могут быть проблемы, к которым оно применяется.
Дарвин назвал свой главный труд «Происхождение видов», однако в первые десятилетия после его выхода эволюционистов больше интересовала эволюция крупных групп и изменение строения организмов и конкретных органов. Но в ХХ веке на первый план вышли процессы видообразования, то есть именно происхождения видов. О том, как сейчас ученые представляют этот процесс, – статья Сергея Ястребова.
Казалось бы, что общего между теорией эволюции и психиатрией? Но оказывается, что именно эволюционный подход, ясное понимание работы механизма естественного отбора, подкрепленное самыми современными молекулярными и клеточными экспериментальными методами, позволяет понять, откуда у людей такое количество психических патологий. Об этом – статья Виктории Скобеевой.