Россия на экспорт
На фестивале Care’s итальянка из двухзвездочного мишленовского ресторана готовила борщ. И пускай он внешне был мало похож на тот, к которому мы привыкли, на вкус овощи, ферментированные в разных маринадах и залитые свекольным stew, были настоящим борщом…
Пять лет назад мы ездили по миру, чтобы удивлять.
Когда я работал у Кристиана Этьена, видел, как французы едят пирожки с борщом, запивают водкой и получают удовольствие. Попробовал и понял, что ничего общего с русской кухней это не имеет. Тогда Кристиан сказал: приготовь сам.
Я приготовил. Он был под впечатлением от вкуса, но спросил: ты не против, если я чуточку все изменю? Поменял внешний вид, но вкус… вкус остался мой. И тут мне стало понятно, что европейцы вполне готовы воспринимать вкус русских блюд. Просто нам нужно поработать над презентацией. С этой мыслью вернулся в Москву: еда должна выглядеть как из будущего, а вкус — остаться из прошлого.
Это был переломный момент в моей жизни.
Раньше мы действительно готовили, чтобы удивить. Возили продукты, показывали, какая Россия крутая, у нас есть свои ингредиенты и технологии. Иностранные шефы прислушивались, начинали повторять, показывали свои версии. Мы увидели, что им интересны русские продукты — полба, варенье из грецкого ореха, бородинский хлеб.
Прошло время, и сейчас они уже признают, что Россия уникальна. Это огромная заслуга новой волны шефов, которые везут нашу кухню в разные части света. Современная русская кухня уже завоевывает сердца. Нужно только не останавливаться, просто продолжать готовить и повсеместно ее пропагандировать, дать возможность людям влюбиться в нее.
Про нас уже пишут Times и Netflix… А что в России? Интереса в собственной стране к русской кухне мало. Россияне по-прежнему предпочитают пиццу, ризотто, капрезе… Но ведь пока мы сами не начнем есть свою кухню, все благие порывы бесполезны. Будущее русской кухни напрямую зависит от российских потребителей. Чтобы ее развивать, нужно самим в нее поверить. Почему же мы не пропагандируем свою кухню, как это делают итальянцы или японцы? Иностранцы в нее уже влюблены, очередь за нами.