Бетонный пузырь
Рефинансирование подстегнуло рост ипотеки, это напугало экономистов. А что делать заемщикам?
В конце 2017 года сразу несколько экономистов заговорили о стремительно растущем ипотечном пузыре в России. В коллективной памяти сразу всплыл 2008 год и финансовый кризис в США, разгоревшийся на руинах ипотечной системы, а также массовые протесты в Ирландии, где схлопывание ипотечного пузыря привело к обрушению национальной экономики.
Первым об угрозе объявил бывший первый зампред ЦБ, председатель совета директоров «Сафмар Финансовые инвестиции» Олег Вьюгин, он был обеспокоен ростом совокупного ипотечного портфеля банков на 16,35%, с 4,4 трлн рублей до 5,1 трлн рублей в 2017-м.
В начале ноября финансист отметил, что российские банки будут перестраивать свои модели и обязательства граждан вырастут. «Когда у банка быстро растет какой-то продукт, он не может не накапливать рисков даже при условии, что снижается процентная ставка. Банки все равно снижают требования к качеству заемщиков и их финансовому состоянию. Если ЦБ не будет регулировать эту ситуацию, то есть риск, что они столкнутся с проблемами через два-три года», — уточнил Forbes Вьюгин.
Вторым провозвестником ипотечной катастрофы стал бывший директор департамента макроэкономического развития Минэкономразвития Кирилл Тремасов. «Бум ипотеки на фоне снижения реальных доходов населения и негативной динамики цен на жилье вряд ли можно назвать здоровой тенденцией. Да и сами темпы роста в слабо растущей экономике выглядят очень нездоровыми», — рассуждал в ноябре 2017-го Тремасов. Нервозности добавила и публикация ошеломляющих прогнозов АИЖК по росту ипотечного рынка: к концу 2020 года объем портфелей банков удвоится и достигнет 10 трлн рублей. Есть ли повод для беспокойства?