Мужской крой
Как живут женщины в мире, где слишком многое спроектировано мужчинами и для мужчин.
Почти все в нашем мире спроектировано с учетом пользователя-мужчины. Последствия этих решений далеко не всегда делают жизнь женщин-пользователей проще. Иногда они ее сокращают. Книга британки Кэролайн Криадо-Перес «Невидимые женщины» стала научно-популярной книгой 2019 года в Великобритании. Второй год подряд приз выигрывает работа, предлагающая свежий взгляд на привычное — в 2018-м премии удостоилась книга о мозге подростков. Криадо-Перес известна активной деятельностью в области защиты прав женщин. Инициированная ею кампания добилась того, что на британских банкнотах по-прежнему изображена хоть одна женщина. Однако активизм и исследования вывели ее за рамки просто борьбы за увеличение узнаваемости и представленности женщин и позволили выявить значительно более фундаментальные проблемы.
Раз за разом она обнаруживала, что даже привычные вещи могут существенно осложнить жизнь, если игнорировать физиологическую разницу между мужчинами и женщинами и культурно обусловленные нюансы. Речь даже не о туалетах в клубах и театрах (соблюдение формального равенства не учитывает отличного способа использования), не о стандартах температуры в офисе (комфортная для мужчины 40 лет весом 70 кг) — есть просчеты похуже.
При автомобильных авариях женщины на 47% чаще получают тяжелые травмы, чем мужчины, и у них на 71% выше вероятность получения травм средней тяжести. Гибнут они на 17% чаще. Эта статистика учитывает такие факторы, как рост, вес, использование ремня безопасности и тяжесть столкновения. В чем причина перекоса? Скорее всего в стандартах безопасности, ориентированных на мужчину. Есть ряд различий между водителями двух полов, например, в среднем ноги у женщин короче, они сидят ближе к рулю и стеклу, а это не «стандартная посадка водителя». Однако когда инженеры попытались сделать поправку на женское тело, это были половинчатые решения. Стандартный манекен (мужчина, 177 см, 76 кг) для тестов безопасности был просто пропорционально уменьшен в размерах, без учета других важных различий.