Орден за услуги
История развития международных трейдерских компаний изобилует пикантными нюансами.
В апреле 2017 года в Кремле улыбающийся Владимир Путин вручил орден Дружбы Айвану Глазенбергу, гендиректору Glencore, за «большой вклад в укрепление сотрудничества с Российской Федерацией». Тому самому, чью долю в компании Glencore при историческом IPO в 2011 году оценили в $9,3 млрд, что поместило его в ряд ста самых богатых людей Земли. Что же это за вклад такой? Ответ можно почерпнуть в новой книге журналистов Bloomberg Хавьера Бласа и Джека Фэрчи, признанных экспертов в освещении глобальных рынков сырьевых товаров. Книга посвящена скромно освещаемому миру международных торговых компаний (трейдеров), Glencore среди них является одной из крупнейших.
Основной бизнес таких торговых компаний предельно прост: покупай природные богатства в одном месте и продавай в другом, стараясь при этом сделать прибыль. Не каждый владелец рудника, скважины или фремер находится рядом с покупателем своих товаров или может содержать сеть офисов по всему миру для сбыта, так что для предприимчивых людей всегда имеется возможность преуспеть. Хотя сырьевые товары торгуются с зари человечества, торговля ими оформилась в современном виде лишь после Второй мировой войны — именно тогда трейдеры впервые стали торговать по-настоящему в мировом масштабе.
В книге, написание которой заняло 20 лет, приводятся ранее не публиковавшиеся сведения и интервью — например, с Торбьорном Торнквистом из Gunvor, партнером Геннадия Тимченко, рассказывается о четырех стадиях развития деятельности торговых компаний. Первой из них стала либерализация сырьевых рынков после Второй мировой, в первую очередь нефтедобывающих. Хватка «Семи сестер» (British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco), контролировавших подавляющее большинство мировых запасов нефти, ослабла из-за волны национализаций, захлестнувших в первую очередь Ближний Восток в 1970-х. Новым национализированным госкомпаниям нужно было как-то сбывать добываемую нефть. Трейдеры только рады были подставить им плечо, не гнушаясь сотрудничества с режимами, чьи действия не одобряли страны Запада (откуда и были родом «сестры»).