Секрет для маленькой компании
В США бывшие сотрудники фармы и чиновники помогают взращивать биотехнологические стартапы. В России таких специалистов нет.
Влад Богин
46 лет
- Статус: Президент Nobilis Therapeutics
- Город: Портлент, Орегон, США
- Технология: Использование инертных газов для терапии симптомов психиатрических и нейродегенеративных заболеваний. препарат находится в процессе клинических испытаний в США
Американская фарминдустрия, на которую приходится около половины мирового рынка продаж с ежегодным прейскурантом почти в полтриллиона долларов, можно условно разделить на биотех (больше изобретает) и фарму (больше продает). Биотехнологические стартапы — двигатель прогресса в фарминдустрии. Более половины всех новых лекарств разрабатывают в США, из них более половины действительно инновационных технологий — заслуга биотеха, который к тому же умудряется делать это в несколько раз дешевле, чем фармкомпании. Даже хорошо проинвестированный стартап — это чаще всего небольшая группа единомышленников, бредящих одной идеей и имеющих определенный набор навыков. Этих навыков, как правило, недостаточно, чтобы довести продукт от концепта до клинической фазы, тем более до рынка. На каждом этапе стартапам нужна помощь экспертов, ученых, финансистов. Чаще всего они прибегают к помощи фрилансеров и небольших компаний — малого бизнеса. И таким людям и компаниям в Штатах нет числа. Кто они? В основном бывшие труженики фармы, бывшие сотрудники госструктур, таких как Food and Drug Administration (FDA), или, что случается реже, ученые и врачи. Это люди, которые решили рискнуть, оставив насиженные места и став хозяевами своей судьбы.
Такая прослойка фрилансеров и небольших высокоспециализированных компаний в России практически отсутствует. Во-первых, специалистов, которые прошли огонь и воду в высококомпетентных организациях, очень немного. Возможно, исключение составляют эксперты в области клинических исследований, эта индустрия в России сильно продвинулась за последние 20 лет. Во-вторых, чтобы отчаянные и свободолюбивые бросили насиженные места и рискнули уйти в одиночное плавание, у них должно быть хоть какое-то ощущение востребованности. Но стартапов мало, и предложение практически отсутствует. В итоге мы видим замкнутый круг: нет специалистов, рискующих создавать стартапы, и, соответственно, нет и специалистов, способных и готовых им в этом нелегком деле помогать. Все это означает, к сожалению, что создание биотех-стартапов в России сегодня — задача архисложная.