Вечные ценности
Великие медицинские открытия, средневековые образы, инвестиционные ловушки и «золотая пластинка» для «Вояджеров».
1
Михаил Шифрин
100 рассказов из истории медицины. Величайшие открытия, подвиги и преступления во имя вашего здоровья и долголетия
Альпина Паблишер, 2019
Если вам давно не случалось проехать свою станцию метро или зачитаться за полночь, то теперь такая возможность появилась. Вышла книга Михаила Шифрина, автора паблика на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)’e Doktor.ru об истории медицины, самых важных в ней открытий и неординарных людей, стоявших за ними. Вышла — и сразу попала в длинный список премии «Просветитель», самой престижной по части нон-фикшен в нашей стране. Есть уверенность, что эта работа может замахнуться и на главный приз. Кстати, в этом году сразу две книги-претендентки смогут укрепить вашу гордость за страну — «Изобретено в СССР» Тима Скоренко демонстрирует целый ряд полезных и оригинальных изобретений, разработанных в Стране Советов.
Но если в книге Скоренко истории таких ноу-хау читаются как отступление от общей тенденции, в которой в силу разных обстоятельств промышленный шпионаж и плагиат расцветали буйным цветом, то наши (включая царских) ученые-медики из книги Шифрина очень часто были на переднем краю науки. Они, конечно, не командовали парадом, но уверенно подносили снаряды нужного калибра. И хотя автор и сокрушается, что в честь гениев врачебной науки и физиологии, в отличие от заурядных в глазах вечности политиков, не называют улиц и площадей, героям его книги дань уважения отдают совершенно искренне.
Так, Наполеон в своей последней воле написал: «Завещаю сто тысяч франков [доктору] Ларрею — самому доблестному человеку из тех, кого я знал». Еще бы: новатор военно-полевой хирургии Доминик Жан Ларрей, которого называют «отцом скорой помощи», быстро возвращал ему в строй тысячи раненых солдат. В Перу в честь врача названы провинция, город, университет, больница и стадион, а день его смерти отмечается как День перуанской медицины. Во Вьетнаме борец с чумой Александр Йерсен почти национальный герой. На его могиле в Нячанге воздвигнуто святилище, а местные буддисты почитают Йерсена бодхисатвой мудрости. Все эти почести оказаны им и другим героям книги за дерзкие опыты, немыслимые операции, гениальные прозрения, а иногда и за собственные жизни, принесенные в жертву ради здоровья людей. Редко какую отечественную книгу можно смело рекомендовать к переводу, но «100 рассказов», безусловно, шедевр мирового уровня.