Как погибла цивилизация инков
Первый удар, за несколько лет до прихода конкистадоров, нанесла черная оспа. Второй — борьба сыновей великого инки за власть
Племени инков никогда не существовало — инками этот народ называл только правителей, но испанских конкистадоров мало заботили такие тонкости. Племя, говорившее на языке кечуа, изначально обитало в высокогорной долине Куско в сердце Анд. В XII веке там возникло государство во главе с легендарным первым великим инкой по имени Манко Капак, и уже в XIV столетии оно начало покорять соседние племена. К концу XV века империя инков простиралась вдоль Анд — она занимала часть территории нынешних Перу, Чили, Аргентины, Боливии, Колумбии и Эквадора.
В начале XVI века, ко времени испанского вторжения, инки и подчиненные им племена все еще жили в бронзовом веке, не знали колеса и гончарного круга, тягловых и ездовых животных, у них не было письменности в традиционном смысле (для чтения узелковых «писем» кипу требовались толкователи). Однако это была высокоразвитая цивилизация искусных земледельцев и градостроителей. В ней были налаженные системы почтовых станций и орошения полей, канализация, водопроводы, не уступавшие римским, сеть мощеных дорог и даже единое законодательство. Ювелиры империи делали украшения тонкой работы и диковины вроде реалистичных кукурузных початков из золота, а ткачи изготавливали одежду даже из перьев колибри!
И эту могущественную державу с легкостью завоевали несколько сотен испанцев.
Эпидемия завезенной европейцами черной оспы, к которой у аборигенов Нового Света не было иммунитета, дошла от Карибского бассейна и до инков. От болезни, как и многие его подданные, вероятно, умер и верховный правитель инков Уайна Капак. Борьба его сыновей за верховную власть вылилась в изнурительную гражданскую войну. В 1532 году из этого противостояния вышел победителем Атауальпа — всего за две недели до того, как в его владениях объявилась экспедиция конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Пути великого инки и его огромной (по разным данным, от 40 до 80 тысяч) победоносной армии случайно пересеклись с этим небольшим (около 170 человек) отрядом.