От книжного колеса до букридера
Иллюстрированная история устройств для чтения
Оптика и освещение
Особая роль в общении с книгой принадлежит оптике. Очки, линзы, монокли, лупы — до их появления людям с плохим зрением приходилось читать лишь написанное крупными буквами либо использовать линзу. Древнеримский философ Сенека предлагал применять в качестве линзы наполненную водой прозрачную стеклянную колбу. В IX веке арабский учёный Аббас ибн Фирнас заменил колбы на «читальные камни» — большие прозрачные минералы, которые клали на страницы манускриптов для увеличения изображения.
В 1240 году на латинский язык перевели семитомный труд «Книга оптики» другого арабского мыслителя — Ибн аль-Хайсама (Альхазена), описавшего сферические стёкла для увеличения предметов. После этого полукруглые выпуклые стеклянные линзы, которые клали прямо на текст, вошли в практику монастырского чтения в Западной Европе.
Кто изобрёл очки — доподлинно неизвестно. Первые документальные свидетельства об их существовании относят к 1289 году. А уже в 1306 году флорентийский священник Джордано да Ривалто демонстрировал прихожанам очки как «одно из полезнейших приспособлений в этом мире». О предназначении очков замечательно написал в «Истории чтения» современный канадский писатель Альберто Мангель: «Очки — это съёмная функция тела, маска, через которую мы видим мир, ваше личное насекомое, вроде ручного богомола. Они скромно усаживаются, скрестив дужки, на стопке книг или терпеливо стоят на замусоренном столе, они стали эмблемой читателя, знаком его присутствия, символом его искусства».