Замороженное время
Пребывание среди вечных льдов делает людей оптимистами. Это на личном опыте доказал путешественник Леонид Круглов, решивший три лета подряд провести на земле Франца-Иосифа.
Век первооткрывателей
Когда Земля Франца-Иосифа только была открыта, за нее началась международная драка: многие страны претендовали на эти безжизненные острова. Чего ради?
Драка была не за Землю Франца-Иосифа, а за Северный полюс. В конце XIX века стоял вопрос престижа: кто тут будет первым, флаг какой страны воткнут в «макушку» Земли. Многие пытались использовать новую открытую землю как плацдарм для покорения Северного полюса. Ведь сделавший это становился избранным. В ХХ веке такими сверхлюдьми были космонавты, в ХIХ — первооткрыватели, полярные исследователи.
Ваша вторая экспедиция на Землю Франца-Иосифа была связана с поиском следов пропавших арктических экспедиций?
Мы исследовали места стоянок полярных экспедиций, описанные в дневниках первопроходцев. Повторили маршрут группы Альбанова, которая в 1914 году покинула корабль «Святая Анна». Видели землянку, где зимовали норвежцы Нансен и Йохансен, когда оба ушли с дрейфующего корабля, и думали, что попали на соседний Шпицберген. Все уцелело: полутораметровая яма, обложенная камнями, с поперечной перекладиной, увешанной моржовыми шкурами. В ней норвежцы просидели вдвоем восемь месяцев, питались медвежьим и моржовым мясом, делали запасы и так выжили.
Говорят, самые интересные находки можно сделать на Севере. Суровая природа будто все консервирует…
Да, мы как будто побывали в замороженном времени. Идешь по ледяной пустыне, видишь следы костровищ столетней давности… Интересно сравнивать дневниковые записи и реальность. Например, Альбанов писал, что они нашли на острове Белл кости огромного кита. Мы увидели такие же и несколько позвонков, нанизанных на большую кость. Последнее явно сделали люди. А на севере архипелага обнаружили заброшенную базу экспедиции Болдуина. Американцы серьезно подготовились к штурму полюса: привезли 400 лаек, 15 низкорослых сибирских лошадок. Мы нашли собачьи черепа и конскую челюсть. В хижинах до сих пор стоят бочки и ящики с припасами: галеты, консервы, чай, кофе.