Русская выхухоль, живи!
Если бы она умела говорить, то воззвала бы: «О люди, люди! За короткий промежуток времени вам удалось сделать то, что оказалось не под силу оледенениям и потопам, землетрясениям и извержениям вулканов. Мои предки появились на Земле более 50 миллионов лет назад и смогли пережить все эти катаклизмы. Но теперь я исчезаю! Меня уже почти нет! Человек разумный, ты ещё раз доказал, что ты — истинный властелин природы…»
Да, ещё сотню лет назад выхухоль была столь многочисленна, что относилась к числу промысловых видов. Но последнее столетие стало для неё судьбоносным.
В начале ХХ века резко вырос спрос на мех выхухоли. За одну шкурку скупщики прямо в местах отлова платили от одного до трёх рублей, а на европейском рынке шкурки продавались по 20—30 марок за штуку. Это послужило сильнейшим стимулом для их массовой добычи. За два десятилетия поголовье выхухоли сократилось настолько сильно, что в 1920 году был введён запрет на её добычу. Но тут подоспела другая напасть...
Началось активное строительство гидроэлектростанций на ряде крупных рек. Обширные пойменные долины, основные места обитания выхухоли, были полностью затоплены. Только на Волге на месте современных водохранилищ обитало в разные годы от 800 до 1300 особей. К середине века основное поголовье сосредоточилось в долинах средних и малых рек…
В 1960—1970-х годах именно в этих угодьях началось масштабное осушение земель, что вызвало существенное изменение гидрологического режима в поймах. Более трети пойменных озёр исчезло полностью, остальные в значительной степени деградировали — сократилась площадь водного зеркала, уменьшилась глубина…