Подземная изоляция
2020 год изменил жизнь людей: мы научились отгораживаться от внешнего мира, окапываться в собственной норке и делать запасы на длительный период. В животном мире есть прекрасный пример такого поведения — крот
Рассказывают, будто однажды два великих схоласта поспорили, есть ли глаза у крота. Мимо проходил садовник, он предложил принести философам живого крота, чтобы посмотреть самим. Те наотрез отказались. Но если бы согласились, в чью пользу решился бы спор? Как ни странно, неизвестно. По легенде, дело происходило в саду Сорбонны, а значит, речь шла о европейском кроте, самом распространенном в Евразии. Раздвинув шерсть на его мордочке, схоласты могли увидеть как маленькие блестящие бусинки, так и покрытую мехом гладкую кожу.
У некоторых кротов веки срастаются, и глаза оказываются полностью скрыты. В европейских популяциях такие особи в меньшинстве, хотя не так уж и редки, а вот на Кавказе преобладают. Впрочем, все они слепые. Глаз крота устроен так же, как у любого другого млекопитающего, но у него нет ни хрусталика, ни сетчатки, которая преобразует свет в нервные импульсы. В кромешной тьме подземных тоннелей зрение ни к чему.
Тело ради копания
Строение тела крота подчинено главному делу животного — рытью. В отличие от грызунов, крот копает не резцами, а лапами и мордой. Вытянутая и приплюснутая, она входит в мягкую землю, как клин. Слегка отклоняя голову то вправо, то влево, крот создает пространство для работы мощных передних лап. Вывернутые наружу лопатообразные ладони с крупными когтями вминают землю в стенки. Проделанное мордой углубление становится очередным участком подземного хода. Отталкиваясь задними лапами, крот делает шаг вперед — и начинает все сначала. За ночь небольшой зверек может проложить до 50 м ходов.