Елки-палки
Стартап по озеленению леса Maraquia потерял инвесторов, сменил несколько юрлиц и судится с одним из основателей. Что пошло не так?
За семь лет проект Maraquia, с помощью которого частные лица и компании могут озеленять российские заповедники, высадил 4 млн деревьев, получил выручку 100 млн рублей в год, заслужил похвалу Владимира Путина и стал партнером ВТБ. Все идет отлично? Не совсем. За красивым фасадом стартапа скрываются конфликты основателей, недовольство потерявших деньги инвесторов и судебные разбирательства.
Накликать дерево
Идея сервиса, с помощью которого любой желающий может посадить дерево в любой точке Земли, возникла у уроженца Туркменистана Александра Платонова в 2012 году. На многочисленные попытки Forbes связаться с ним он не откликнулся, но его биографию нетрудно найти в сети — о проекте Maraquia в 2013–2015 годах писали СМИ. До запуска бизнеса Платонов окончил турецкий Ближневосточный технический университет и перебрался в Москву. В столице год работал в Кредит Европа Банке, а затем несколько лет организовывал приезд зарубежных предпринимателей в Россию в рамках «Зворыкинского проекта» (программа Росмолодежи для инновационных проектов).
Идеей лесного стартапа в 2012-м Платонов поделился с коллегами по «Зворыкинскому проекту» — владельцем IT-разработчика KR Digital Сергеем Ковалевым, Марией Макаровой, которая тогда работала в Росмолодежи, и знакомым со времен учебы в Турции Александром Киселевым. Всем троим она понравилась, и они стали сооснователями Maraquia. В марте 2012 года партнеры зарегистрировали ООО «Маракуйя»: 64% — у Платонова, 30% — у Макаровой, 5% — у Ковалева и 1% — у Киселева, по данным СПАРК. Ковалев занялся разработкой IT-системы проекта, Макарова — взаимодействием с директорами национальных парков, а Киселев впоследствии — продажами.