Даже лучший алгоритм может навредить человеку
Олег Бяхов — об этичных трендах и общении с искусственным интеллектом.
Один из краеугольных камней любого использования искусственного интеллекта (ИИ) — установка на то, что ИИ лишь дополняет человеческий. Любое важное решение, которое имеет этические аспекты, всегда должно приниматься человеком. В частности, IBM использует коллегиальные механизмы принятия решений и контроля для встраивания в бизнес-приложениях ИИ человеческой ответственности за окончательное решение. Таким образом, этика принятия решений остается за человеком.
На сегодняшний день самый обсуждаемый вопрос в контексте этики алгоритмов — это биометрические данные. В июле 2020 года IBM сняли с рынка всю линейку продуктов для распознавания лиц. Дело в том, что в 2018 году выяснилось, что большинство коммерческих продуктов в области распознавания лиц, которые поставлялись крупнейшими компаниями, включая IBM, имели уровень ошибки распознавания для белых мужчин гораздо ниже, чем уровень ошибки для темнокожих женщин. Достоверность распознавания белых мужчин — выше 97%, а темнокожих женщин — от 65 до 80%.
Если такого рода алгоритмы встраиваются в правоохранительную систему, то темнокожих женщин могут недостоверно подозревать в каком-либо преступлении. Чтобы исправить эту ситуацию, IBM выложила общедоступный набор данных, основанный на публично лицензированных фотоизображениях миллиона лиц. В то же время стандартные учебные датасеты включают около 2 тыс. изображений лиц, и более 70% из них — белые мужчины. И когда ты обучаешь машину на некорректном наборе данных, то как бы хорош ни был твой алгоритм, он все равно будет приходить к некорректным выводам.
IBM на рынке обработки данных находится многие десятилетия. Мы всегда относились к накопленной информации как к данным, которые принадлежат их владельцу, например пользователю. Поэтому для обучения алгоритмов мы всегда получаем согласие владельца данных на их использование.
Что касается этики использования, то несколько ИИ-сервисов для СМИ и маркетологов, например IBM Personality Insights, IBM Watson Advertising, IBM Watson Media, предназначены для вовлечения целевой аудитории онлайн за счет персонализации контентного или продуктового коридора. Тренд персонализации через десять лет приведет к тому, что у каждого человека появится возможность получать максимально кастомизированный, специально изготовленный под него продукт.
Олег Бяхов — директор по государственным программам и развитию бизнеса IBM в России и СНГ. Окончил философский факультет Ростовского госуниверситета по специальности «логика», в компании IBM работает с 2007 года.
По теме, затронутой Олегом Бяховым, высказались еще два эксперта тренда: Дмитрий Марков (статья «Рейтинг доверия») и Константин Синюшин (статья «Сохранить лицо»).