Пациенты новой ориентации
Объемы предоставления платных медуслуг в России снижаются из-за падения покупательной способности. Шанс усилить позиции на рынке получили ведомственные клиники: в поисках доступных и качественных услуг пациенты могут предпочесть их частным, считают эксперты.
Переменная конкуренция
В последние несколько лет спрос на платные медицинские услуги снижается из-за падения платежеспособного спроса. Пандемия еще больше усилила тенденцию. Согласно исследованию рынка коммерческой медицины в России за 2018–2019 годы, проведенному EY, эксперты прогнозируют отток потенциальных пациентов из сегмента платных услуг в пользу бесплатной медицины и государственных лечебных учреждений.
По мнению авторов, пациенты будут экономить или оптимизировать затраты на медицинское обслуживание, также снизится спрос на комплексные программы и услуги. В пользу этого высказались более 40% участников исследования. По их оценкам, потенциальные клиенты могут переключить свое внимание в сторону клиник с бесплатными услугами или государственных клиник.
В данном случае речь идет о потребителях со средним и ниже среднего уровнями дохода. При этом 36% респондентов, указавших на эту тенденцию, уверены, что пациенты будут обращаться в государственные учреждения преимущественно за дорогостоящей стационарной медицинской помощью или же будут стараться получить такую помощь в частных клиниках в рамках территориальной программы ОМС.
Исторически государственная медицина преобладала над частной из-за большого коечного фонда, репутации врачей и умеренных цен. Коммерческие медицинские центры изначально делали ставку на состоятельных клиентов, качество и персонифицированный подход, именитых врачей, специализации по отдельным направлениям высокотехнологичного лечения (кардиология, кардиохирургия, гинекология, урология, травматология и ортопедия, нейрохирургия, репродуктивная медицина, онкология и т.д.). Однако, по мнению авторов исследования, сегодня, учитывая стремление населения сэкономить, все большее число обращений, в том числе за получением дорогостоящих медицинских услуг, смещается в государственный сектор.
Другой фактор, сыгравший свою роль в привлечении внимания пациентов к государственным лечебным учреждениям, заключается в том, что в последние годы госклиники значительно повысили свою конкурентоспособность на рынке. Это стало возможным, в частности, за счет реализации госпрограмм по перевооружению таких учреждений и повышения уровня зарплат лечебного персонала. Сегодня госклиники зачастую не уступают по оснащению частным, в то же время повышение зарплат позволило первым уменьшить отток квалифицированных кадров.
О том, что конкуренция со стороны государственных и муниципальных медучреждений существенно усилилась, заявили 42% участников рынка, отмечается в исследовании. При этом еще два года назад только 15% клиник называли такие медучреждения своими конкурентами.
Как следствие, 15% опрошенных авторами исследования клиник считают, что в настоящее время нет предпосылок для увеличения спроса на частную медицину хорошего качества и текущая ситуация наиболее выгодна небольшим клиникам в массовом сегменте и государственным лечебно-профилактическим учреждениям.
Впрочем, не стоит делать вывод о том, что потенциальный клиент готов будет довольствоваться фельдшерско-акушерскими пунктами. Как утверждают авторы исследования, 58% медицинских организаций в качестве основной тенденции в потребительском спросе указали повышение спроса на сервис и технологическую оснащенность клиник. Клиент намерен тратить на медобслуживание меньшие средства, но получать при этом не только качественную услугу, но и высокий уровень обслуживания на всех этапах обращения в клинику.
Кроме того, практически обязательным критерием для выбора той или иной клиники сегодня считаются цифровые элементы сервиса: быстрый доступ к информации о клинике и специалистах, к своей медицинской истории, результатам обследований, возможность онлайн-записи на прием, наличие каналов для обратной связи в качестве личного кабинета, мобильного приложения и т.д.
Примеры усиления конкурентной борьбы приводит и директор группы по обслуживанию предприятий отрасли медико-биологических наук компании «Делойт, СНГ» Дамир Хусаинов.
По его словам, как существующие, так и новые игроки на рынке платных медицинских услуг стремятся повысить свою конкурентоспособность, открывая новые поликлиники или пункты первичного приема. «Наиболее востребованным форматом оказания услуг являются клинико-диагностические центры — здания площадью 2–5 тыс. кв. м, где в одном месте пациенту могут быть предоставлены различные услуги по диагностике, лечению и реабилитации, — комментирует он. — В здании располагаются не только кабинеты различных специалистов, но и лаборатория, диагностическая аппаратура (МРТ, КТ, рентген, УЗИ и т.п.), кабинеты физиотерапии и лечебной гимнастики и т.д.».
Другим востребованным направлением выступает цифровизация услуг, подтверждает эксперт «Делойт, СНГ». Крупные частные клиники предлагают клиентам приложения для смартфонов, которые облегчают запись к специалисту, дают доступ к результатам анализов, рекомендациям врачей, имеют функционал для дистанционных консультаций с лечащим доктором.
Ведомственные козыри
Помимо частных коммерческих клиник и государственных медицинских учреждений на рынке платных услуг отдельную категорию составляют медицинские учреждения, которые сегодня еще можно отнести к ведомственным клиникам. В последнее время они настолько укрепили свои позиции на рынке, что некоторые из них можно отнести к серьезным игрокам, считают эксперты.
«Успех ведомственных клиник на рынке платной медицины зависит от их размера. Крупные сетевые ведомственные клиники, например «РЖД-Медицина», достаточно успешно работают на этом рынке и являются его весомыми игроками, — полагает директор практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ Дамир Сухов. — Способность таких клиник покрыть все потребности рынка в квалифицированных платных услугах зависит от специализации конкретного медучреждения, но в целом проблем с этим нет».
Ведомственные клиники, оставаясь частью того или иного ведомства, имели возможности изучить ошибки своих коллег. По словам начальника Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елены Жидковой, решение «Российских железных дорог» не передавать давно отстроенную систему здравоохранения в частные руки, а оставить в составе ведомства было продиктовано стремлением сохранить накопленные опыт и компетенции. «Мы с сожалением отмечаем, что объекты, переданные в муниципальную собственность, зачастую по истечении трех лет перестают использоваться в качестве составной части социальной инфраструктуры региона. Это, безусловно, приводит к росту социальной напряженности как среди населения, так и среди железнодорожников, в том числе ветеранов отрасли, — говорит Елена Жидкова. — Поэтому решили, что мы, как социально ориентированная компания, должны думать о людях. И не только о своих сотрудниках, но и о других гражданах, которые получают у нас медицинские услуги».
Количество потенциальных клиентов «РЖД-Медицины» продолжает расти. Играет роль географический охват: на сегодня сеть насчитывает более 200 клиник в 75 субъектах России, где медицинскую помощь получают свыше 2,5 млн граждан.
«Полагаю, что у ведомственных клиник неплохие региональные перспективы, — говорит Дамир Хусаинов. — Данные клиники могут обеспечивать потребности отдельного района, особенно это касается небольших городов. Комбинация предоставления медицинских услуг по ОМС и платных медицинских услуг является хорошим решением, если предоставление последних идет не в ущерб услугам по ОМС».
Еще одним фактором, который может расцениваться на рынке платной медицины как конкурентное преимущество, выступает экспертиза в отраслевой медицине. Эта уникальная компетенция оказалась полезной на рынке и сейчас. «Производственная медицина — это наша сильная сторона, — говорит Елена Жидкова. — Мы сегодня единственная компания, которая оставила у себя, например, службу цеховых терапевтов».
Накопленный опыт позволяет сети клиник «РЖД-Медицина» предоставлять подобные услуги другим компаниям, в числе которых «Газпром нефть», «Русал», «Транснефть», «Сбер» и др. По оценкам внутренних экспертов сети, потенциал рынка производственной медицины для компании далеко не исчерпан и оценивается примерно в 11 млн человек. Из них на вредных и опасных производствах сегодня работают 6,7 млн человек, на транспорте — 3,2 млн человек. Если учесть, что у работников вредных производств есть семьи, число потенциальных клиентов можно как минимум удвоить.
Дамир Сухов считает, что основное конкурентное преимущество ведомственных клиник заключается в том, что за длительное время работы на рынке у них сформировалась большая база прикрепленных пациентов, а также потенциальных клиентов в лице членов их семей. Квалификация врачей и материальное обеспечение во многих клиниках тоже на достойном уровне, добавляет эксперт.
«Ведомственные клиники, как правило, действительно хорошо оснащены, имеют дорогостоящее медицинское оборудование и успешно конкурируют с частными клиниками формата клинико-диагностического центра», — объясняет Дамир Хусаинов. В них обычно шире врачебная практика, могут быть открыты исследовательская кафедра, ординатура, поэтому они имеют возможность приглашать и удерживать лучшие медицинские кадры, эффективно лечить сложные случаи, тем самым привлекая лояльный поток пациентов, резюмирует эксперт.
Для своих и не только
Отраслевые клиники, военные госпитали, стационары крупных предприятий, «кремлевские» больницы еще с советских времен могли похвастать разветвленной инфраструктурой, современным дорогим оборудованием и высокими, часто даже уникальными компетенциями медицинского персонала. Ряд этих специальных клиник подчинялся союзному Минздраву, но большая часть оставалась достаточно обособленными подразделениями на балансе головных структур и ведомств.
Например, сложная и эффективная сеть была в свое время создана на железной дороге. Она многие годы была примечательна обширной географией своих фельдшерских пунктов, узловых и дорожных больниц. Самых сложных пациентов лечили в центральной больнице в Москве. Система ведомственной медицины стала рушиться в период распада СССР. Чуть позже, в 1997 году, премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ». Согласно документу, ведомственные клиники следовало включить в систему ОМС, а часть из них просто передать в собственность субъектов РФ или муниципальных образований.
В результате реформирования системы ведомственной медицины ряд клиник, например принадлежащих силовым структурам, закрыты для простого гражданина и по сей день. Немалое число клиник было приватизировано, что негативно отразилось на их деятельности, компетенциях и способности выжить в рыночных реалиях.
Некоторые же клиники за счет разумных управленческих решений не только остались на плаву, но и продолжали наращивать компетенции, что затем помогло им довольно успешно интегрироваться в рынок платных услуг.
Фото: Getty Images Russia