Технологии виртуальной и дополненной реальности не смогли произвести революцию в технологиях в 1990-х годах. Наступило время реванша

РБК

Тема номера — Индустрия будущего

Дополненная реальность

Технологии виртуальной и дополненной реальности не смогли произвести революцию в технологиях в 1990-х годах. Наступило время реванша

Текст: Елизавета Архангельская

Говорить о дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) люди начали давно: первые разработки появились еще в 1960-х годах в США. Так, ученый Мортон Хейлиг в 1962 году запатентовал систему Sensorama — внешне напоминающую игровой автомат машину, которая показывала 3D-изображение. А один из первых шлемов виртуальной реальности создал американский разработчик Айвен Сазерленд в 1968 году. Но эти проекты были скорее научными экспериментами.

$162 млрд составит объем мирового рынка технологий VR и AR в 2020 году. 

Источник: IDC

Первый бум виртуальной реальности случился в 1990-х годах с массовым выпуском 3D-видеоигр и фильмов, пишут аналитики Goldman Sachs. Тогда VR-революция не произошла из-за недостаточно развитых технологий. Начало нового бума, считают в Goldman Sachs, ознаменовала покупка соцсетью Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в 2014 году за $2 млрд стартапа Oculus, разработавшего шлем виртуальной реальности. В отличие от 1990-х годов компьютеры теперь способны изображать виртуальный мир реалистично, а дисплеи и сенсоры стали лучше и дешевле, хотя рынок VR и AR только начинает формироваться. Согласно прогнозу аналитической компании IDC, через пять лет он вырастет в 30 раз — с $5,2 млрд в 2016 году до более чем $162 млрд в 2020-м.

В первую очередь развитию технологий дополненной реальности способствует массовое распространение смартфонов и мобильного интернета. Типичный пример — успех игры Pokémon Go, которая через несколько часов после выхода в июле 2016 года возглавила рейтинги приложений в iOS и Android и за неделю подняла капитализацию компании-владельца Nintendo на 70%. Причем всего четыре года назад тот же разработчик, компания Niantic, уже выпускала игру с дополненной реальностью — Ingress, но выручка от нее за три года, по подсчетам SuperData и SensorTower, оказалась меньше, чем доходы от Pokémon Go за сутки ($1,1 млн против $1,4 млн).

Распространение производительных смартфонов стимулирует появление недорогих шлемов виртуальной реальности, объяснял аналитик IDC Крис Чьют, чьи слова приводились в сообщении компании в августе 2016 года. Такое дешевое устройство выпустила, например, корпорация Google в 2014 году. Шлем виртуальной реальности от Google — это небольшая картонная коробка с двумя линзами стоимостью от $7 до $15, на которую крепится смартфон. Линзы позволяют пользователю видеть объемное изображение, запуская на устройстве соответствующие приложения, например игры.

Более продвинутые шлемы виртуальной реальности выпустили многие крупные производители электроники: Microsoft, Samsung, HTC, Samsung, LG, Sony. По итогам 2016 года лидером по продажам VR-шлемов, согласно прогнозу SuperData, будет Samsung: компания поставит 3,5 млн устройств Samsung Gear VR. Еще 2,6 млн шлемов PlayStation VR продаст Sony, 0,7 млн — Oculus Rift и 0,4 — HTC Vive. Цены на устройства снижаются, шлемы становятся более доступными для потребителей. Goldman Sachs проводит аналогию с тем, как дешевели гаджеты в прошлом: например, стоимость ноутбука за 20 лет, с 1994 по 2014 год, снижалась в среднем на 6,5% в год, цена смартфона в течение десяти лет опускалась в среднем на 5% ежегодно.

За первые два месяца 2016 года инвестиции в технологии VR и AR превысили годовую отметку $1 млрд, выяснили аналитики DigiCapital (для сравнения: за весь 2015 год суммарные вложения на рынке составили $700 млн). Львиная доля этой суммы пришлась на одну инвестицию: в феврале один из самых секретных стартапов, Magic Leap, привлек почти $800 млн от группы инвесторов, среди которых — Alibaba, Google, Warner Bros, J.P. Morgan и Morgan Stanley. О Magic Leap известно немного: как писал журнал Wired, компания работает над очками так называемой смешанной реальности (MR), которые показывают пользователю виртуальные объекты, но остаются прозрачными, так что он видит и окружающий мир. После последнего раунда инвестиций оценка компании, которая еще даже не представила свой продукт, составила $4,5 млрд, что в три раза больше всех привлеченных ею средств. К 2020 году, по подсчетам Markets and Markets, глобальный рынок MR составит $453 млн со среднегодовым ростом 75% в течение пяти лет.

Носимые устройства — только часть зарождающего рынка. К 2025 году 56% доходов рынка дополненной и виртуальной реальности будут приносить продажи оборудования, а 44% придется на софт, считают аналитики Goldman Sachs (по базовому сценарию их прогноза, в целом рынок составит $80 млрд). И то, как люди будут применять новые гаджеты, зависит от того, какие приложения создадут для них разработчики, считают в IDC.

Если всего 25 лет назад управлению компьютером надо было учиться, сейчас пользователи смартфонов и планшетов просто берут их в руки и начинают работать. Технологии виртуальной и дополненной реальности снова изменят способ нашего взаимодействия с компьютером и сделают его еще более интуитивным, пишут эксперты Goldman Sachs. Чтобы давать команды, мы будем использовать жесты и графику, а изображение не будет ограничено размером дисплея.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Что будет способствовать развитию горнолыжного туризма Что будет способствовать развитию горнолыжного туризма

Какая инфраструктура необходима для развития горнолыжных курортов в России

РБК
Пришел невод с одною тиной… Пришел невод с одною тиной…

Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей

Наука
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Привет из прошлого Привет из прошлого

Спускаемый аппарат межпланетной станции Космос-482 вошел в атмосферу Земли

Наука и техника
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Профессиональные амбиции VS интересы компании Профессиональные амбиции VS интересы компании

Дает ли корпоративное обучение возможность развиваться руководителю?

РБК
Что повысит ответственность российского бизнеса Что повысит ответственность российского бизнеса

Как новые подходы к стандартизации в сфере развития улучшат инициативы компаний

РБК
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Беременные андроиды Беременные андроиды

В последнее время идет прогресс в работах над искусственной маткой

ТехИнсайдер
Атом на ладони Атом на ладони

Нобелевская премия по физике: Джон Кларк, Мишель Деворе и Джон Мартинис

Наука
Редомициляция, или Переезд как по нотам Редомициляция, или Переезд как по нотам

Рост акций выше 50% и другие перемены в жизни компаний, сменивших юрисдикцию

РБК
Сказочная жизнь Сказочная жизнь

Собирать сказки люди начали задолго до члена ИРГО Александра Афанасьева

Вокруг света
Код будущего Код будущего

Умные очки для плавания, роботы-сварщики и другие технологии будущего

ТехИнсайдер
Жизнь начинается с растений Жизнь начинается с растений

Как экстремальные условия трансформируют существующие экологические формы

Наука и жизнь
Путь героя Путь героя

По земле богов и героев, по следам Тесея

Вокруг света
Первые шаги стратегической авиации Первые шаги стратегической авиации

О том, ценой какого труда, в каких муках рождалась стратегическая авиация

Наука и техника
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Конкурентное преимущество Конкурентное преимущество

Почему рынок труда больше не делится на «гуманитариев» и «технарей»

РБК
Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – сила
Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера

Легендарный Рихард Зорге: «”Висбаден” всегда на связи»

Знание – сила
Константин Романов: «ИИ-агенты превратились в стратегический актив бизнеса» Константин Романов: «ИИ-агенты превратились в стратегический актив бизнеса»

Как меняется работа человека в эпоху ИИ

РБК
Ненасытный интеллект Ненасытный интеллект

Создание ИИ следующих поколений столкнулось с неожиданным препятствием

ТехИнсайдер
Устаревшие технологии Устаревшие технологии

Вахта на Европе длится долго. Всё приедается

Наука и жизнь
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Терминатор и другие новые миллиардеры Терминатор и другие новые миллиардеры

С какой скоростью и кем создаются огромные состояния и почему этот бум опасен

РБК
Прометеи инноваций Прометеи инноваций

Как разгадать тайну вечного источника экономического роста

Наука
Открыть в приложении