ЕАЭС: интеграция / Регулирование
Таможня получит добро
Евразийский экономический союз готовится принять единый Таможенный кодекс, в других сферах интеграция идет не так быстро.
Прорыв
В декабре этого года главы России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии должны подписать договор о Таможенном кодексе (ТК) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом РБК+ сообщили в исполнительном органе ЕАЭС — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Подписание этого документа станет сигналом, что союз дееспособен, интеграционные процессы активно идут. Но надо признать, что в унифицировании стандартов, техрегулировании работы еще непочатый край. В целом перспективы ЕАЭС будут связаны с преодолением странами-участницами внутренних экономических проблем.
Таможенный кодекс ЕАЭС обсуждался давно, и долгое время не удавалось преодолеть разногласий. Прорыв произошел на заседании Евразийского межправительственного совета в Москве 16 ноября — в этот день главы правительств смогли согласовать документ.
«Новый Таможенный кодекс создает предпосылки для перехода к единому таможенному регулированию, и это должно позволить прозрачно и более эффективно работать в странах союза. В документе учтена лучшая мировая практика, также учтены интересы бизнеса, введен более удобный алгоритм взаимодействия с государственными органами», — отметил тогда премьер-министр России Дмитрий Медведев.
«Сейчас проект кодекса направлен в страны для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания. ТК ЕАЭС вступит в силу после ратификации документа всеми странами союза», — сообщили в пресс-службе ЕЭК.
Единое таможенное законодательство — это та сфера, где интеграционные процессы идут весьма успешно. Член президиума генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова считает, что Таможенный кодекс ЕАЭС улучшит инвестиционный климат на территории союза. По ее словам, преимущество этого документа определяется тем, что в процессе работы над ним использованы и усовершенствованы противоречащие друг другу международные документы. В ТК, в частности, говорит Анна Нестерова, «предусмотрен электронный документооборот; создание так называемых уполномоченных экономических операторов, которые помогают ускорить внешнеэкономическую деятельность и вести ее по упрощенным процедурам; подача таможенных деклараций без подтверждающих документов, а также создание предпосылки для «единого окна».
Директор московского офиса консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин отмечает, что в нынешних сложных экономических условиях для ЕАЭС чрезвычайно важно расширение зоны свободной торговли, к которой уже присоединился Вьетнам; интерес к ней выразил ряд других стран. Создание зоны свободной торговли поможет снизить издержки предпринимателей на таможенные пошлины. Минэкономразвития России ожидает, что в текущем году будет принято решение о начале работы по торгово-экономическому сотрудничеству ЕАЭС с целой группой стран. «В настоящее время нами запущен переговорный процесс по заключению соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, идет подготовка к запуску переговоров с Израилем, к концу текущего года мы ожидаем решения о начале работы над аналогичными проектами с Египтом, Индией и Ираном», — сообщил в конце ноября замглавы Минэкономразвития Евгений Елин.
Общие рынки
Параллельно с подготовкой единого таможенного законодательства идет работа и по унификации стандартов, принятии техрегламентов, фитосанитарных норм. Процесс этот проходит значительно медленнее и сложнее, хотя и здесь есть результаты.
По словам председателя правительства России Дмитрия Медведева, в текущем году была проделана большая работа по совершенствованию нормативной основы союза. Приняты такие важные документы, как «Концепция формирования общих рынков нефти и газа», «Ориентиры макроэкономической политики на 2016–2017 годы». «До конца года, как мы и договорились в Минске, должен быть подготовлен проект соглашения по созданию механизма прослеживаемости товаров», — сообщал российский премьер.
В 2016 году также проведена подготовительная работа по формированию общих рынков лекарств и медицинских изделий в Евразийском экономическом союзе. «Общие правила регулирования будут распространяться на все лекарственные средства, которые обращаются на рынке союза. Это и препараты отечественного производства, и лекарства, ввозимые из-за пределов ЕАЭС», — пояснил в ноябре член коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Валерий Корешков. В июле был утвержден план разработки актов в сфере обращения лекарственных средств, которые представляют собой так называемый третий блок нормативных документов. Эти документы регулируют отдельные вопросы разработки и изучения лекарственных препаратов, их производство, детализируют и формализуют инспекционные процедуры, предоставляют указания по формированию досье лекарств.
Алексей Панин считает, что интеграционная работа идет, и это большой труд, который часто недооценивается теми, кто ожидает быстрых качественных перемен. Надо учитывать при этом, что российский рынок наиболее привлекателен для всех. Белорусские и казахстанские партнеры, например, не вполне довольны степенью его открытости. Например, казахстанских предпринимателей интересует российский ликеро-водочный рынок и система речных перевозок, говорит эксперт.
Технический вопрос
По данным ЕЭК, на сегодняшний день принято 39 технических регламентов. В ЕЭК напоминают, что все они принимались в разное время. Первые были приняты в 2011 году: на железнодорожный подвижной состав, низковольтное оборудование, упаковку, игрушки, зерно и ряд других видов продукции. Последние — в 2016-м: на сжиженные углеводородные газы, рыбу и рыбные изделия, аттракционы, опасные вещества в изделиях электротехники и радиоэлектроники. В комиссии поясняют, что для каждого из техрегламентов ЕАЭС установлены свои переходные периоды, которые могут исчисляться несколькими годами и завершаться также в разное время. Таким образом обеспечивается плавный переход участников рынка к новым требованиям безопасности продукции и связанных с этим процессов — от производства до утилизации.
Перспективы у ЕАЭС есть, считают эксперты. Ситуация будет улучшаться по мере выхода стран из кризиса, но процесс этот не будет равномерным и скорым
«До 2018 года страны ЕАЭС планируют принять еще примерно 20 техрегламентов. Велика вероятность, что этим дело не ограничится», — отмечают в ЕЭК, подчеркивая при этом, что никаких жестких сроков в данном случае нет. В то же время, как отмечают эксперты, интеграционные процессы идут не так быстро, как хотелось бы. Основная проблема в том, что необходимо преодолевать кризисные явления, с которыми сталкиваются экономики стран ЕАЭС, прежде всего России и Казахстана. Ведь интеграционные процессы требуют немало средств, объясняет Тамара Касьянова, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров. Она также обращает внимание на то, что, «подобно ситуации в ЕС, участники ЕАЭС очень отличаются друг от друга по множеству показателей». На ее взгляд, они осторожны в вопросах, которые могут затронуть независимость и национальную идентичность. По мнению Тамары Касьяновой, на темпы развития интеграционных процессов в ЕАЭС влияет также непростая внешнеполитическая ситуация. Тем не менее перспективы у союза есть, ситуация будет улучшаться по мере выхода стран из кризиса, но процесс этот не будет равномерным и скорым.