Что способствует развитию гостиничного рынка в России?

РБКBiznes

Отели ждут гостей с Востока

Бурному развитию гостиничного рынка в России способствуют рост внутреннего туризма и восстановление потока интуристов

Текст: Анна Герра

За год средняя стоимость номера в отеле по России увеличилась примерно на 40%, а средний тариф на номер вырос примерно на 26%, подсчитали консультанты из IBC Real Estate и Hotel Advisors. Несмотря на уход из страны большинства международных сетевых операторов, гостиничный рынок продолжает бурно развиваться, констатирует руководитель проектов в департаменте стратегического консалтинга IBC Realty Анастасия Андрущак. Практически все показатели гостиничного бизнеса в этом году растут и рост этот эксперты отмечают фактически по всем городам России, отмечает сооснователь и руководитель Hotel Advisors Сергей Данильченко.

Одна из самых благоприятных ситуация в Москве, где по итогам восьми месяцев 2024 года средняя загрузка отелей достигла 76% — это на 6 п.п. больше, чем годом ранее, и на 28 п.п. больше, чем в самом плохом для отельеров 2022 году, указывают эксперты. По итогам августа цена за номер в отелях Москвы подошла к 10 300 руб. за ночь, тогда как еще два года назад переночевать в столичных гостиницах в среднем можно было менее чем за 4000 руб. Средний показатель доходности номера за год увеличился на 52% и по итогам восьми месяцев 2024 года достиг 7800 руб. за ночь. При этом быстрее других дорожают и увеличивают доходность отели класса люкс, отметили эксперты.

В ответ на интерес к высокому уровню гостиничного сервиса на рынок выходят новые сети и отели премиум-класса, а известные гостиничные операторы запускают премиальный сегмент — например, одна из крупнейших отечественных сетей Azimut Hotels, традиционно фокусировавшаяся на демократичных отелях, начала развивать премиальный бренд Libra. Всего же, по подсчетам IBC Realty, за год в столице откроется пять крупных отелей и номерной фонд, состоящий из 29,9 тыс. номеров, пополнится еще на 633 номера — и это самый большой прирост за пять лет, отмечает Анастасия Андрущак.

Между тем по уровню цен Москва сильно уступает гостиницам в Сочи. По данным Hotel Advisors и IBC Real Estate, совокупная средняя стоимость номера в горном кластере и на побережье уже этой весной достигала 17,8 тыс. руб. В Краснодарский край едут 64% всех туристов в стране, отмечают аналитики Core.XP.

Рост цен в отелях аналитики объясняют увеличением стоимости строительства, трудовых ресурсов и операционных расходов, а также повышенным спросом. Россияне стали больше ездить по стране — зарубежные поездки слишком дороги. Кроме того, восстанавливается въездной туризм, указывают эксперты IBC Realty. По данным Пограничной службы, в первом полугодии 2024 года их количество выросло на 86% по сравнению с тем же периодом 2023-го, до 883 тыс. человек, и основной поток идет с Востока — большинство иностранцев прибывают из Китая, Туркменистана и Турции, отмечают эксперты Core.XP. В Москве же туристы в основном из ОАЭ, Ирана, Китая и Индии, уточняет Анастасия Андрущак. Поэтому гостиничная индустрия стала больше ориентироваться на клиентов из стран Азии и Персидского залива, внедряя стандарты Muslim Friendly и China Friendly, предполагающие оказание услуг в формате, соответствующем культурным особенностям и предпочтениям иностранных туристов, указывает в отчете консалтинговая компания Nikoliers. В крупных отелях высокого ценового сегмента уже есть как минимум халяльное меню и молельные комнаты, показал опрос «РБК Отрасли».

Рост гостиничной индустрии продолжится и в следующем году, уверен Сергей Данильченко. Но можно предположить, что пик уже пройден и дальше развитие пойдет более спокойными темпами, считает он.

«Точки притяжения — города России, развивающие туристический сектор»

Юлия Татьянина, региональный директор по продажам и маркетингу сети Rotana в России

На данный момент российский гостиничный бизнес — это скорее исключение из правил. Многие ресурсы, например дополнительное программное обеспечение, модули бронирования и инструменты, в текущее время являются российскими разработками. Так же как и возможности по продвижению рекламы на внутреннем рынке.

Мы максимально стараемся использовать все аналитические ресурсы, доступные для понимания позиции наших отелей среди конкурентной группы. С активным развитием внутреннего туризма необходимо постоянно следить за изменениями и внедрять новые предложения для гостей. Российский гость избалован изобилием предложений и разнообразием, и мы считаем, что именно это отличает наш рынок от мирового в текущее время.

Точками притяжения на данный момент являются большинство городов России, которые готовы развивать туристический сектор — от курортного до экскурсионного. И международные игроки рассматривают направления, которые максимально раскрывают туристический потенциал своего города.

В основе философии отельной группы Rotana лежит принцип, известный как Treasured Time (дословно — «Ценим каждую минуту»). Мы признаем ценность времени в этом суматошном мире. Мы признаем ценность времени наших владельцев, партнеров, коллег и, конечно же, гостей. И стараемся лучше понимать индивидуальные потребности наших клиентов, предугадывать их желания и делать все возможное, чтобы гости чувствовали себя как дома и получали сервис на самом высоком уровне.

В наших отелях мы имплементировали данный посыл через всех сотрудников, отдельное внимание уделяем решению проблем во время проживания гостя, ведем дополнительную статистику. Много внимания уделяем и нашим сотрудникам: организуем тренинги, обучающие курсы, следим за моральным и эмоциональным настроем персонала, фокусируемся на позитивном мышлении и мотивации.

«Мы должны понимать, для какого гостя строим отель»

Александр Тимохин, генеральный менеджер отелей Edge Seligerskaya и Edge Vinogradovo сети Rotana

Основное количество отелей сегодня расположено в центральной части России и городах-миллионниках. Но если мы говорим о быстром развитии внутреннего туризма, то, конечно, стоит обратить внимание на отели, расположенные, к примеру, на Золотом кольце, или города, которые только начинают свое продвижение на туристическом рынке. Активно должны развиваться Алтай, Кавказ, Камчатка: рост интереса к данным направлениям набирает обороты, а качественных средств размещения для такого потока туристов не хватает.

При проектировании современных отелей очень важна логичность проекта. Необходимо сформировать для себя портрет гостя, определить его нужды и цель пребывания. Мы должны понимать, для какого гостя строим отель. Следует трезво оценивать конкурентную группу, месторасположение отеля и саму идею, зачем этот объект необходим. Невозможно при планировании объекта не спрогнозировать наличие ресторана минимум на 200 посадочных мест, если, скажем, мы проектируем конференц-зоны от 300 кв. м.

В процессе создания отеля должны принимать участие профессионалы, которые имеют большой операционный опыт работы и понимают процессы обслуживания гостей.

Что касается аудитории, мы видим значительный прирост гостей из стран Ближнего Востока. Многие гости из этого региона очень хорошо знакомы с брендом Rotana, который широко представлен в их родных странах. Ожидаем, что по итогам 2024 года на регион Ближнего Востока придется около 27% всех постояльцев, что вдвое больше, чем в прошлом году.

Фото: пресс-служба, Shutterstock, пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Москва — Дагестан Москва — Дагестан

У дагестанцев есть уникальное умение — перенимать новое и сохранять самость

Seasons of life
Вот так кульбаба! Вот так кульбаба!

Пик жизни кульбабы наступает именно тогда, когда все уже готовятся к зиме

Наука и жизнь
Неприметные живые фабрики Неприметные живые фабрики

Как живые организмы синтезируют токсичные вещества

Наука и жизнь
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Завтрак в мансарде Завтрак в мансарде

Почему романтиков и творческих личностей привлекает жизнь в мансарде?

Идеи Вашего Дома
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Очищают ли растения воздух в доме? Очищают ли растения воздух в доме?

Как комнатные растения могут избавить нас от избытка углекислого газа

Наука и жизнь
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Свежая зелень Свежая зелень

Компактная ванная: пример выверенной планировки и сложной колористики

Идеи Вашего Дома
В воспитательных целях В воспитательных целях

Интересный и колоритный интерьер, отсылающий к европейским традициям

Идеи Вашего Дома
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации Тимофеев-Ресовский, зоология и век информации

Об отношениях Тимофеева-Ресовского с зоологией

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Открыть в приложении