Сергей Жданов: «Телемедицина становится все более востребованной»
Директор Центра индустрии здоровья Сбербанка рассказал РБК, что дало толчок развитию телемедицины, чем телемедицинский врач отличается от обычного и как им стать
РБК: Когда телемедицина начала активно развиваться в России?
С. Ж.: Телемедицина развивается в нашей стране последние годы, но заметный толчок дала пандемия. Многие люди начали общаться со специалистами удаленно. Ответы на вопросы пациентов в основном касались симптомов ОРВИ, так как они были максимально схожими с ковидом. Коронавирус отступил, но привычка общаться с врачами онлайн никуда не делась. В 2022 году пациенты по всей стране более 1,7 млн раз записались к врачу на очный или онлайн-прием через «СберЗдоровье».
РБК: В чем ее преимущества?
С. Ж.: К медикам удаленно можно обратиться за расшифровкой данных анализов и снимков, вторым мнением врача и с вопросами, не предполагающими очного осмотра. Телемедицина востребована и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах. И если в первом случае решения телемедицины позволяют людям в первую очередь экономить время, то во втором онлайн-консультации — это возможность получить доступ к врачам всех специальностей без необходимости ехать порой несколько десятков километров или вообще в другой регион, чтобы получить консультацию.
РБК: Кто такой телемедицинский врач? Чем он отличается от обычного?
С. Ж.: Для специалиста телемедицины крайне важно умение слушать пациента — выделять из его слов ключевую информацию. Во время удаленного обращения оценить определенные параметры организма пациента напрямую бывает сложно, однако в некоторых случаях это возможно при помощи медицинских устройств, портативных тонометров, глюкометров и пульсоксиметров, данные с которых в режиме реального времени передаются лечащему врачу в приложение.
РБК: Как прийти на работу в телемедицину «СберЗдоровья»?
С. Ж.: Нужно пройти входной тест: из тысячи кандидатов отбор проходят менее 10% специалистов. Чтобы изменить ситуацию, в компании работает своя программа по повышению квалификации.
С ее наполнением проблем не было: в компании быстро сделали документ, в котором описали все нюансы оказания телемедицинской помощи. Также подготовили инструкции проведения консультаций, позволяющие выстроить диалог с пациентом для поиска диагностической гипотезы и дальнейших рекомендаций. Ознакомиться с этим объемным текстом врачи, как правило, не спешили в силу нехватки свободного времени. Попытка создать презентацию с последующим тестированием через Google-анкеты тоже провалилась. Сдвинуть дело с мертвой точки помогла разработка обучающего интерактивного курса на основе собранного материала в партнерстве с МГМУ им. И. М. Сеченова.
РБК: Как проходит обучение?
С. Ж.: Общий курс подготовки занимает 60 часов и состоит из двух частей. Сеченовский университет обучает врачей цифровым основам телемедицины: удаленный мониторинг физиологических функций организма, наблюдение за хроническими заболеваниями с помощью гаджетов, стационар на дому, защита персональных данных, законодательство в телемедицине, телемедицина в эндокринологии, гинекологии и не только. За «СберЗдоровьем» остается практическая часть.
Уже разработаны курсы по десяти основным медспециальностям, ввели обучение английскому, а в дальнейшем будет настроен процесс непрерывного образования врачей. Кроме курсов по основным медицинским специальностям разработаны и проводятся тренинги по коммуникации с пациентами. Команда профессиональных психологов ведет регулярные группы профилактики профессионального выгорания для врачей телемедицины.
Фото: Михаил Гребенщиков для РБК