Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики

РБКHi-Tech

Сохранить лицо

Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики.

0:00 /
511.478
Фото: Юлия Спиридонова для РБК

Правильно ли оценивать технологию лишь в разрезе ее возможной монетизации или же нужно подумать о моральной составляющей дела? Венчурный инвестор Константин Синюшин рассказал, как найти баланс между практическими и этическими соображениями при инвестировании в технологии распознавания лиц.

Моральная дилемма

Пандемия подлила масла в неутихающую дискуссию об этической стороне разработки систем искусственного интеллекта. Использование ИИ-технологий для отслеживания контактов заразившихся коронавирусом, обнаружения новых случаев и анализа данных массового тестирования вызвало новую волну вопросов о приватности личных данных. Большинство из них сводятся к тому, сможет ли вклад ИИ в борьбу с вирусом перевесить ограничение прав человека на частную жизнь.

Печально известный кейс: алгоритм канадского ИИ-стартапа BlueDot обнаружил вспышку вируса в Ухане примерно за десять дней до того, как китайские власти объявили о ней. А китайская интернет-компания Alibaba заявила о разработке ИИ-системы, идентифицирующей коронавирус на снимках компьютерной томографии за 20 секунд и с 96-процентной точностью. Нужно ли разрабатывать такие системы? Думаю, да.

В то же время, чтобы сдержать распространение вируса и мониторить соблюдение карантина, Китай мобилизовал различные ИИ-системы слежения за населением — от дронов до CCTV-камер (камеры видеонаблюдения. — РБК). Другие страны, включая Израиль, Сингапур, Южную Корею и Германию, используют комбинации геолокационных данных, видео с CCTV-камер, данных кредитных карт и других источников, чтобы отслеживать распространение вируса.

Этично ли следить за людьми в этом контексте? Кажется, общество уже нашло свой ответ. Проблема не в разработанной технологии, а в том, кем она используется и какой цели служит. Большинство населения упомянутых стран может одобрять слежение через CCTV-камеры и системы распознавания лиц, но лишь временно, пока вирус не взят под контроль. Однако поддержат ли они использование таких систем на постоянной основе, в «мирное» время? И как будут храниться и защищаться данные, собранные во время пандемии? На эти вопросы ответов пока нет, равно как и на опасения, что усиленный видеомониторинг станет новой нормой.

И из этого рождается еще один вопрос: как именно такие данные будут использоваться после пандемии и о чем они будут информировать власти? К примеру, в сенате США уже не первый год обсуждается вопрос о том, как именно ФБР использует многомиллионную базу данных изображений и водительских удостоверений. Одна из главных претензий — ошибки при идентификации личности и задержании людей на основе данных системы. А власти Великобритании пытаются разобраться, как лучше использовать обновленные CCTV-камеры со встроенной технологией распознавания лиц и не навлечь на себя гнев налогоплательщиков. Безопасность и защита прав и свобод человека, к слову, указываются как основные принципы развития искусственного интеллекта в России — по крайней мере, в тексте Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

В целом машинное зрение, на котором строятся технологии распознавания лиц, отлично работает для множества прикладных задач — от разблокировки телефона и осуществления платежей до пограничного контроля и медицинских исследований. Но только если у человека есть возможность дать или не дать согласие на обработку своих данных. И здесь мы подходим к ключу моральной дилеммы — проблемы возникают тогда, когда этого согласия не спрашивают.

Выбор инвесторов

Венчурные инвесторы, для которых ИИ — один из наиболее освоенных сегментов, тоже стоят перед дилеммой. С одной стороны, искусственный интеллект прокладывает себе путь в здравоохранении и финансах. С другой — правительства заинтересованы в другом его приложении — автономном оружии.

Семь ключевых игроков — США, Китай, Россия, Великобритания, Франция, Израиль и Южная Корея — уже вступили в так называемую гонку ИИ-вооружений. Однако, по аналогии с гонкой ядерных вооружений, инвестиции в такое приложение искусственного интеллекта создают угрозу человечеству. В этой «гонке» скорость разработки имеет приоритет над безопасностью и этическими соображениями и в конечном счете вредит самой индустрии. ИИ-стартапы и инвестирующие в них фонды в массовом сознании ассоциируются с пособниками Большого Брата, которые прикрывают реальные цели своих разработок мирными приложениями.

С другой стороны, не инвестировать в искусственный интеллект — значит, оставаться за бортом мирового технологического рынка. Несмотря на снижение активности во втором квартале 2020 года (объем сделок с ИИ-стартапами достиг трехлетнего минимума в $7,2 млрд), это по-прежнему один из крупнейших сегментов венчурных инвестиций. За последние десять лет $61 млрд венчурных денег, причем центры притяжения инвестиционной активности довольно разнообразны: Европа, Китай, США.

На разработках в сфере искусственного интеллекта фокусируется и фонд the Untitled Ventures. В нашем портфолио — ИИ-проекты из Восточной Европы, включая разработчика маркетинговых решений Sarafan, сервис для подбора размерного ряда Sizolution, система персонализированного контента Adnetic, AI-генератор модных образов SuitApp. Эти проекты имеют конкретное коммерческое приложение и обрабатывают данные лишь после согласия пользователя.

С точки зрения венчурного инвестора, новые технологии хороши сами по себе, потому что они открывают целый спектр новых возможностей. Крупные сделки последних лет — когда Toyota вложила $400 млн в китайского разработчика беспилотных автомобилей Pony.ai в феврале 2020 года или раунд на $319 млн в туристический стартап Vacasa — лишь доказывают это.

Если инвестор сталкивается с моральной дилеммой, решая, инвестировать ли в искусственный интеллект, рекомендую ответить на следующие вопросы. Они помогут расставить приоритеты.

  • Это конкретное приложение ИИ способствует свободе человека или скорее ограничивает ее?
  • Разработчики технологии предусмотрели, как получить согласие пользователя на сбор и обработку личных данных?
  • Не противоречит ли применение технологии вашим личным моральным принципам?

Если уж речь зашла о приоритетах, наиболее интересно сейчас выглядит применение ИИ, интернета вещей (IoT) и машинного зрения для построения «умных» технологических линий на производстве. Промышленная робототехника развивается в сторону компоновки производственных линий под малую серию или даже индивидуальные заказы. Такие линии из автономных универсальных роботов могут обслуживать кастомизированные заказы и сокращать затраты на логистику. Стартапы, разрабатывающие такие системы, потенциально могут принести больше пользы обществу, чем те, что работают над распознаванием лиц с камер видеонаблюдения.

Константин Синюшин — серийный ИТ-предприниматель, бизнес-ангел в области интернет- и мобильных решений, управляющий партнер фонда the Untitled Ventures, специализирующегося на инвестициях в стартапы на посевных стадиях.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

SLM схватывают на лету SLM схватывают на лету

Как устроены малые языковые модели и в чем их преимущества перед большими?

РБК
Не сладкие слова Не сладкие слова

Как мозг управляет нашей тарелкой

Вокруг света
Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике» Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике»

Возражения против защиты «обновленной» версии евгеники

Знание – сила
Велимир Хлебников: алхимик слова Велимир Хлебников: алхимик слова

Велимир Хлебников – фигура, уклоняющаяся от окончательных определений

Знание – сила
Еще лучше Еще лучше

Sirena 60 — модель‑бестселлер, ставшая еще лучше

Y Magazine
Годовые кольца: 1804 Годовые кольца: 1804

Изобрели консервы, жаккардовый станок и психиатрию: 1804 год в событиях

Вокруг света
Центр галактики в рентгеновских лучах Центр галактики в рентгеновских лучах

Источники излучения Центрального звёздного диска — это не обычные звёзды

Наука и жизнь
Бог в космосе обнаружен Бог в космосе обнаружен

«Следуй за угасшим солнцем»

Знание – сила
Больше рисков под контролем Больше рисков под контролем

Правила страхования сельхозживотных с господдержкой были расширены с 01.09.2025

Агроинвестор
Митридат VI — враг римлян, друг греков и скифов Митридат VI — враг римлян, друг греков и скифов

«Человек, которого нельзя ни обойти молчанием, ни говорить о нём без внимания»

Наука и жизнь
Правила кебабчи Правила кебабчи

Что турки считают кебабом и почему «правильно» его готовят везде по-разному

Вокруг света
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Страна зеленого цвета Страна зеленого цвета

Яхтенный маршрут вдоль тихоокеанского побережья Коста-Рики

Y Magazine
Дворец на колесах Дворец на колесах

Hongqi Golden Sunflower — автомобиль, который нельзя купить за деньги

ТехИнсайдер
Неандертальское искусство кройки и шитья Неандертальское искусство кройки и шитья

Что использовали неандертальцы для изготовления одежды

Знание – сила
Иммунные регуляторы против иммунного брака Иммунные регуляторы против иммунного брака

Иммунитет узнаёт опасных микробов по их молекулам. Но не всё так просто

Наука и жизнь
Иллюзия на вкус Иллюзия на вкус

Какие необычные приемы использует нейрогастрономия, чтобы обмануть наш мозг

Вокруг света
Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код

Почему цифровая мода стала многомиллиардной индустрией

Знание – сила
Обычная жизнь будущего Обычная жизнь будущего

Экспериментальный город для испытания новых технологий в реальных условиях

ТехИнсайдер
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Дизайн как искусство Дизайн как искусство

Sanlorenzo SD132 — асимметричная яхта, собравшая восторженные отзывы в Каннах

Y Magazine
Кулинарные таланты Кулинарные таланты

Салат от Александра Дюма, пирог Поллока, макароны от Россини и «Ужины» от Дали

Вокруг света
Тайна дикого огурца Тайна дикого огурца

Как фермеры и пищевые предприятия научились манипулировать нашими рецепторами

Вокруг света
Высокий белок Высокий белок

Высокобелковые продукты продолжают свое победное шествие на мировом рынке

Агроинвестор
Мода как зеркало психики Мода как зеркало психики

Разговор о моде с позиции психики

Знание – сила
Поможет ли искусственный интеллект понять животных? Поможет ли искусственный интеллект понять животных?

В эпоху ИИ не пора ли нам, как в сказке, научиться распознавать «речь» животных?

Наука и жизнь
Книги номера Книги номера

Подборка книг о человеке и еде

Вокруг света
Чартер начинается с мечты Чартер начинается с мечты

Какие регионы и яхты привлекают клиентов в яхтенном чартере

Y Magazine
Четыре плюс пять Четыре плюс пять

Что Франс Снейдерс зашифровал в своих натюрмортах

Вокруг света
Веероносный венценос из Новой Гвинеи Веероносный венценос из Новой Гвинеи

Как можно, будучи самочкой (даже и венценосной), устоять перед такой Красотой?!

Знание – сила
Открыть в приложении