Фармкомпании должны закрыть потребности внутреннего рынка и наладить экспорт

РБКBiznes

Субстанциям приказано импортозаместиться

Объемы импорта фармсубстанций бьют исторические рекорды. Власти хотят перевернуть ситуацию: до 2030 года отечественные производители должны закрыть потребности внутреннего рынка и наладить экспорт российских субстанций.

Текст: Константин Анохин

По данным международной аналитической компании P&S Intelligence, в 2020 году объем рынка активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), которые используются для изготовления лекарств, составил $184,3 млрд. Ожидается, что с 2021 по 2030 год рынок будет расти в среднем на 6,9% ежегодно.

Перспективный ингредиент

Ключевыми факторами роста рынка фармсубстанций аналитики считают старение населения Земли, рост числа хронических заболеваний, правительственные инициативы по производству и продвижению дженериков, увеличение расходов на здравоохранение.

Если в 2020 году большую часть мирового рынка субстанций занимали США, в ближайшее десятилетие более динамичный рост производства АФИ будет происходить в Азиатско-Тихоокеанском регионе, считают аналитики P&S Intelligencе. Это будет обусловлено увеличивающимся количеством пациентов и большим количеством компаний в этом регионе, производящих дженерики.

Согласно отчету P&S Intelligence, основные игроки рынка субстанций ставят перед собой серьезные задачи по расширению своего бизнеса и получению конкурентного преимущества на новых и развивающихся рынках. Наиболее крупными мировыми игроками в этой отрасли считаются Pfizer, Novartis, MSD, TevaPharmaceutical, Mylan NV, Sanofi SA, EliLillyandCompany, AstraZeneca.

Некоторые глобальные компании в последнее время приняли ряд инвестиционных решений для усиления своих лидирующих позиций на рынке. Так, в январе 2021 года французская Sanofi SA представила EuroAPI — новую компанию, занимающуюся разработкой, производством и маркетингом фармсубстанций в Европе. Ожидаемый объем продаж — порядка $1,17 млрд к 2022 году.

В мае 2021 года компания Sandoz, подразделение транснациональной Novartis AG, объявила о планах по расширению своих производственных мощностей в Австрии и Испании. Sandoz намерена инвестировать $175,3 млн в новые технологии производства антибиотиков в Европе в течение следующих трех — пяти лет. Из этой суммы более $116,9 млн будет инвестировано в новые производственные технологии по производству АФИ для пенициллиновых продуктов.

Мировой замах

Потребность российского рынка в АФИ также растет. Нехватку фармсубстанций российские производители ощутили, когда в марте—апреле 2020 года Китай и Индия практически закрыли свой экспорт субстанций в РФ. Однако, как только глобальный рынок стал приоткрываться, суммарный объем импорта АФИ в Россию стал расти и по итогам 2020 года оказался рекордным и в денежном, и в натуральном выражении. По данным российской аналитической компании RNC Pharma, всего за прошлый год в страну было ввезено 14,4 тыс. т субстанций на общую сумму 167,1 млрд руб. Динамика относительно показателей 2019 года в рублях составила 26,6%, при этом рост рублевых объемов импорта опережал натуральную динамику более чем в два раза — поставки в тоннах за год увеличились всего на 13%.

Отгрузки АФИ в Россию осуществлялись из 43 стран, максимальные объемы в денежном и натуральном выражении приходились на Китай. Интересно, что поставщики из КНР, даже несмотря на кризисную ситуацию, связанную с остановкой производства в начале 2020 года из-за эпидемии коронавируса, заметно нарастили объемы операций. При этом доля китайских компаний среди импортеров в денежном выражении выросла за 2020 год с 18 до 23,4%, показатель в тоннах увеличился за год с 51,7 до 54,7%, в том числе за счет сокращения отгрузок из Индии.

При всей потребности в субстанциях доля российских производителей на внутреннем рынке составляет, по разным оценкам экспертов, от 10 до 20%, что означает серьезную зависимость страны от поставок из-за рубежа.

Согласно данным RNC Pharma, проблема рекордного роста цен на фармсырье в условиях почти тотальной импортозависимости отечественного фармпрома чревата не только повышением цен на внутреннем рынке. За счет госрегулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и фактически полной невозможности индексации цен производство отдельных наименований лекарственных препаратов в России иногда просто прекращается.

Выход из этой ситуации в правительстве видят в развитии отечественных субстанций. Согласно проекту стратегии «Фарма-2030», которую планируется принять до конца года, к 2030 году отечественные производители АФИ должны закрыть потребности внутреннего рынка и наладить их экспорт. «Если мы в течение восьми ближайших лет не создадим условия для появления хотя бы 15 новых заводов по производству ассортимента стратегически важных препаратов полного цикла, эти социально значимые позиции мы будем вынуждены покупать у иностранных компаний», — уверен президент фармкомпании «Активный компонент» Александр Семенов.

Однако не все эксперты и участники рынка считают планы правительства реалистичными.

«Замах на то, что мы к 2030 году завалим мир субстанциями, на мой взгляд, не имеет под собой реальной основы, — говорит генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктор Дмитриев. — Надо подойти взвешенно, понять, что нам необходимо в финансовом и технологическом плане помимо просто лозунга «Давайте произведем», чтобы обеспечить свою независимость. Проанализировать, что необходимо производить внутри страны, а что можно безболезненно закупать в интернациональном конгломерате разделения труда». По мнению эксперта, осуществить производство и экспорт всех субстанций, которые требуются для производства лекарств в РФ, невозможно и не нужно с экономической точки зрения. «Нам понадобятся зарубежные интермедиаты, а главное — оборудование, которое у нас в стране не производят. Его приходится покупать за рубежом», — добавляет глава АРФП.

С тем, что не стоит замещать все, согласен основатель и генеральный директор компании «Гротекс» Олег Жеребцов. «Фармацевтическая отрасль очень интернациональна. Все работают, как большая деревня. И Европа пользуется международной кооперацией, и Америка, — комментирует он. — Никто не пытается построить что-то внутри своей страны и тем самым сказать, что мы все сделали локально. В этом нет никакого смысла. Есть специфика стран, культура производства, есть в конце концов сложившиеся технологические цепочки».

Александр Семенов полагает, что если правительство ставит задачу всерьез развивать производство готовых лекарственных форм по полному циклу на территории России, то государство должно использовать все имеющиеся меры по поддержке этого производства.

«В первую очередь нужны длинные кредиты для компаний, вкладывающихся в развитие производства АФИ, — говорит он. — Причем не только инвесткредиты на покупку оборудования, но и деньги на пополнение оборотного капитала».

Виктор Дмитриев, в свою очередь, считает, что главное — стабильное правовое поле: «Здесь нужно говорить не о преференциях, а о том, чтобы не мешать бизнесу и постараться максимально выдержать архитектурную и финансовую стабильность. Также надо подумать, какие механизмы со стороны государства могли бы подтолкнуть развитие этого направления».

Фото: Getty Images

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Открыть в приложении