Техпарад
Авиация: Воздушный великан
Под конец 2022 года в Rolls-Royce завершили сборку рабочей версии самого большого в мире турбовентиляторного авиадвигателя Ultrafan и теперь готовятся начать испытания.
Несмотря на перспективы перехода на альтернативные источники энергии, в обозримом будущем самолеты продолжат летать на авиатопливе. Однако и здесь остается простор для усовершенствований, недаром новая линейка двигателей Rolls-Royce обещает значительную экономию горючего – до 25%. Первым таким двигателем стал гигантский UltraFan диаметром 3,56 м, на 5% больше нынешнего рекордсмена GE9X от General Electric. Увеличение диаметра дало заметный прирост ометаемой площади, за счет чего повышается эффективность. Кроме того, из титана сделана только ведущая кромка лопаток двигателя, для остальных частей использованы композиты – это уменьшило их массу и также позволило получить небольшой выигрыш. Наконец, вентилятор с компрессором связывает планетарная передача, которая помогает им работать на оптимальных оборотах. Уже на предварительных тестах UltraFan продемонстрировал рекордную мощность: 489 кН. Подтвердить уникальные характеристики двигателя предстоит на испытаниях, которые стартуют в Великобритании в 2023 году.
Зарядные станции: Суперъяхта с водородом
Дефицит инфраструктуры остается одной из главных проблем, препятствующих массовому переходу от автомобилей с бензиновыми двигателями на более «чистые» альтернативы. Поэтому известный производитель суперкаров Hyperion, который пару лет назад презентовал водородную модель XP-1, решил не ждать у моря погоды и объявил о планах развернуть собственную сеть зарядных станций Hyper:Fuel. Пробег XP-1 составляет более 1600 км, поэтому особенно густой эта сеть вряд ли станет. Зато каждая такая станция сможет сама производить, очищать и сжижать водород, питаясь как от сети, так и от солнечных батарей. Кроме того, полностью автоматические Hyper:Fuel позволят автовладельцам заодно пополнить запасы обычного топлива или подзарядить аккумулятор электромобиля.