Грибное изобилие
На российском рынке шампиньонов наступил кризис перепроизводства
Пять лет назад в стране разразился «грибной бум»: после введения продовольственного эмбарго в отрасли было запущено много новых проектов. По итогам 2021 года в стране будет произведено не менее 120 тыс. т грибов, при этом 115 тыс. т придется только на шампиньоны, урожай которых с 2017 года вырос более чем в 4,7 раза. Из-за насыщения рынка производители вынуждены распродавать продукцию почти по себестоимости, а маржинальность бизнеса упала. Эксперты видят выход в развитии экспорта и расширении ассортимента.
До 2014 года рынок культивируемых шампиньонов в России на 90 % был представлен импортом: преобладали европейские производители, , внутреннее производство не превышало 10 %. После введения эмбарго на ввоз продовольствия и девальвации рубля цена на гриб выросла почти в три раза, а потребление упало до 44 тыс. т уже к 2016 году. Но эти же факторы создали благоприятные условия для развития внутреннего производства: в секторе начался активный запуск новых проектов. 2018-й стал переломным для отрасли: благодаря выходу нескольких крупных предприятий на полную мощность отечественный рынок вырос сразу на 42 %, при этом импорт сократился в несколько раз. По сути, это был пик развития отрасли и один из самых ярких примеров успешного импортозамещения в АПК за всю историю. Теперь рынок насыщен собственной продукцией, а запуск целого ряда ярких и амбициозных инвестиционных проектов 4–5 лет назад сейчас стал даже проблемой для отрасли.
Взрывной рост стал ошибкой?
Согласно информации «Школы грибоводства», в 2020-м в стране было выращено около 100 тыс. т шампиньонов и 6,1 тыс. т вешенки. В 2021-м, по предварительной оценке, будет получено 120 тыс. т и 6,2 тыс. т соответственно. «Спрос на грибы держится исключительно за счет снижения стоимости: за последние три года шампиньоны подешевели со 162 до 128 руб./кг при себестоимости 100–110 руб./кг, — комментирует руководитель “Школы грибоводства” Александр Хренов. — Цены снизились — маржинальность бизнеса упала. А инвестиции в выращивание шампиньонов в настоящее время разумны лишь за Уралом, но и там быстрых сроков окупаемости ждать не стоит: в лучшем случае 7–8 лет с момента выхода предприятия на производственную мощность».