Революция перерабатывающих мощностей
К концу 2025 года более 90 % отечественных свиноводческих предприятий будут соответствовать самым высоким стандартам в мире
Еще 13 лет назад лишь 12 % общего поголовья свиней перерабатывалось на мощностях современного уровня. Сейчас этот показатель превышает 60 %, а в перспективе всего пары лет вырастет до 80 %. В условиях растущей конкуренции и потенциала экспорта продукции наличие эффективного предприятия по убою и переработке — это насущная необходимость. Использование автоматизации и прослеживаемости всех процессов обеспечивает качество и повышает выход конечного продукта.
Принципиальным моментом развития свиноводческой отрасли сейчас являются фактически революционные изменения в подотрасли убоя и разделки свинины, отмечает гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. «В последние несколько лет практически каждые полгода вводятся в строй новые мощности с самыми последними достижениями в области автоматизации, робототехники, холодильного оборудования, — рассказывает он. — Это обеспечивает наивысший уровень ветеринарно-санитарных требований, резко повышает выход мяса, степень глубины переработки, увеличивает сроки хранения готовой продукции из охлажденной свинины». Наряду с этим удельные расходы на процессы убоя и разделки стремятся к минимально возможным уровням.
Тенденция постоянного совершенствования технологий первичной переработки наблюдается на рынке последние 15 лет, говорит глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Крупные предприятия активно строили убойные мощности, которые до сих пор представляют собой эталон с точки зрения технологичности и уровня роботизации и автоматизации, экологичности, гигиены, санитарии, подчеркивает он. Но как отдельно взятый бизнес, убой и разделка — не очень рентабельное направление. «Оно, как правило, имеет невысокую маржу, поэтому у многих компаний, которые занимались только этой деятельностью, просто не было возможности провести глубокую технологическую модернизацию, — объясняет эксперт. — В итоге предприятия, не имеющие собственной сырьевой базы, с рынка постепенно уходили, и их заменяли мощности, встроенные в вертикаль производства крупных аграрных холдингов, которые занимались и производством сырья».